Храм рождества христова

(немножко искусствоведения и сермяжной правды)

Ни для кого не секрет, что архитектура храмов и стили написания икон были подвержены моде той эпохи, в которую они создавались.

Странно говорить о моде, когда речь идет о храме, призванном возвещать вечные ценности в противовес всему временному и изменчивому. Но, как ни удивительно, история создания и украшения любого храма имеет такие страницы.

Так было и у нас в Рождествене.

Большую часть трудов по восстановлению архитектурного облика храма взял на себя некий православный человек именно потому, что ему очень нравится тот стиль, в котором построен наш храм. Классика, ампир – вот, что привлекло его внимание. Другой прихожанин пожертвовал иконы для иконостаса совсем другого стиля – барочного письма, а некоторое время спустя, побывав на Афоне, буквально «заболел» идеей создания хороса. (прим.: хорос – церковная люстра в виде большого кольца, характерная особенность византийских храмов)

Хорос в храме уже имелся, но простой, фанерный: настоятелю тоже были близки идеи византийского стиля в украшении храма. Ведь хорос не только освещает храм, но и является символом объединения прихожан вокруг Престола и Чаши со Святым Причастием. Ради этого объединения и был сделан тот первый, трогательный и простой хорос. А нынешний уже отлит из латуни по лучшим афонским образцам. Над его созданием потрудился истринский художник Владимир Семенович Петров.

Византийский стиль заметен в нашем храме не только благодаря хоросу. Храмовая роспись – тоже византийская. Сколько по этому поводу было приходских курьезов! Например, такой.

Когда в куполе был написан Господь Вседержитель, роспись пришлось приостановить. Строительные леса частично разобраны, на прихожан смотрит строгий лик Спасителя…

Одна из старинных прихожанок подходит к настоятелю и робко спрашивает:

- Батюшка, а разве так бывает?

- Как так? - недоумевает священник.

- А вот так, чтобы в куполе был один Христос и все?

- А что тебе еще надо?

- Ну там небушко голубое, облачка…

- Ах вон оно что! И еще розовенькие пупсики с крылышками…

- Да, да, батюшка!

Пришлось объяснять, что такая привычная, умилительная, «правдоподобная» картинка не открывает правды о духовном мире, а подменяет эту правду более понятными для нас выдумками, если не сказать глупостями.

Ангелы все-таки появились, высокие, строгие, иконописные… А вместе с ними и еще один символ: церковная паства в виде 12 овечек. Тут уже сам настоятель объяснял, что это 12 апостолов, первые овцы стада Христова. Прихожане, хотя и кивали понимающе, но все-таки переспросили:

- А почему они ходят по такой жухлой траве, надо бы зелененькую…

- Это же уже Царство Небесное, там трава золотая…

- А-а-а…, теперь понятно!

…Очень хочется, чтобы церковная роспись делала понятным невидимый мир, где Бог живет, и ангелы, и святые. Мы надеемся, что именно такая роспись наполнит наш храм, когда найдутся благодетели, чтобы её продолжить.


К истории создания уже имеющейся росписи надо добавить еще вот какой факт: конечно, главными её авторами являются замечательные московские иконописцы Андрей Сиднев и Елена Николаева, но в их артель входили и ученики православной школы «Рождество». Они тоже с восторгом лазали по «лестнице в небеса» и, затаив дыхание, выводили жемчужины на ангельских ризах, а потом, спустившись, говорили: «Ух, ну и страшно там, на высоте, страшно и здорово!».

Вот так, совместными усилиями и многими жертвами создается ансамбль церковного убранства. Участники этого соборного творчества несут Богу лучшее, что имеют за душей, поэтому можно утверждать, что действуют они единодушно. А вот художественные стили иной раз не совпадают… Что тут поделать?

Вот региональный архитектор по Истринскому району Марина Юрьевна Горячева посмотрела на проект иконостаса, который сделал для нашего храма архитектор Владимир Яковлевич Клетнов, и сказала: «Да-а-а, конечно, он по стилю этому храму не очень подходит, но … сам по себе мне даже нравится. Я - не против!»


И здесь делается понятным, что соединение несоединяемого возможно, если обнаружен верный принцип такого соединения. Если за согласием стоит не безвкусие или равнодушие, а любовь и совершенно ясная цель – создание богослужебного пространства, где все должно помогать молитве, открывать невидимое и возводить сердца на небесную высоту, по-славянски – горе´.

Горе´ имеем сердца - призывает нас Церковь на Литургии.

Горе´ - это туда, где Христос, где очень разные люди делаются способными любить друг друга, потому что искренне любят Бога и его храм.