Храм рождества христова

Храм начал оживать

Итак, в 1997 году благодаря стараниям настоятеля храма молодого священника Александра Елатомцева, воспитанника известного в христианском мире своими подвижническими делами священнослужителя протоиерея Димитрия Смирнова, храм, едва не рухнув окончательно, начал оживать.

Священник Александр Елатомцев родился в 1972 году в Казахстане в городе Степногорске в семье врача. Жил в Семипалатинске, а с начала 1980-х годов – в Москве. Учась в старших классах средней школы, пришел к вере под влиянием православной духовной литературы.

По благословению своего духовника Александр Елатомцев окончил медицинское училище и несколько лет работал медбратом в городской клинической больнице №50 города Москвы, одновременно учась на пастырско-богословском факультете Свято-Тихоновского Православного Богословского Института, который окончил в 1996 году. А уже в следующем году по собственному желанию стал настоятелем храма Рождества Христова в селе Рождествено и принялся поднимать его из руин.

Первым делом храм был расчищен от зарослей на крыше и мусора внутри здания. Хотя за десять лет до этого деревья уже вырубали, но они успели вырасти заново. Березы на кирпичной кладке росли очень хорошо. Корни их прямо по сводам спускались до самой земли. Во время выкорчевывания стволов, один из боковых сводов рухнул – оказалось, что до этого он висел на корнях деревьев. Остальные боковые своды было решено разрушить и переложить заново. Остался нетронутым только центральный свод.

Потом были заложены дыры, проделанные в советское время для проезда тракторов за удобрениями, и восстановлены своды. Затем сделали сначала временную крышу, потом постоянную и завершили работы по художественному оформлению куполов.

«Первая служба в возрождающемся приходе, – вспоминал отец Александр, – состоялась в 1997 году на Пасху в местном клубе. А уже на Рождество служба проводилась в храме, точнее, в его полуразрушенных стенах. Окна были затянуты пленкой, полы наскоро настелены лишь в одном из приделов. Холодно, без отопления, но престольный праздник праздновали в храме».

При реставрационных работах в подвале церкви была найдена старая печь. Первоначально храм отапливался через систему каналов, расположенных под полом и выходящих под окнами, в которые от расположенной в подвале печи запускался теплый воздух. Эта система восстановлению не подлежала, потому что не было специалистов, которые могли бы это восстановить. Поэтому храм стали отапливать сначала с помощью угольного, а позже – газового котла. Других вещей, кроме печи в подвале, найдено не было, как и не было обнаружено никаких подземных ходов, о которых ходили слухи среди местного населения.

В южной части храма был обнаружен фамильный склеп создателей храма. По словам местных жителей, после войны своды склепа обвалились, и внутрь стали лазить местные мальчишки. Они извлекли оттуда черепа и катали их по деревне. В этом каялся на исповеди один из участников кощунственного действа, совершенного во времена, когда храм стоял поруганным и обезглавленным.

Учителя Рождественской школы собрались на субботник и забросали обвалившийся склеп кирпичами и землей. Благодаря этому все остальные останки графа Кутайсова и его жены сохранились до нашего времени. Помимо самих костей в склепе еще были обнаружены остатки гроба, части мундира с золотым шитьем, остатки обуви. Гроб был украшен различными латунными табличками с эпитафиями.

При раскопках были найдены только поломанные таблички, а позднее неизвестные подкинули к стенам храма одну целую табличку. Она была также в свое время извлечена из склепа вместе с черепами. Для останков храмоздателей были сделаны новые дубовые гробики, в которые их поместили, и 9 сентября 2001 года перезахоронили, отслужив панихиду по полному чину.

А в июне 2003 года на территории дома отдыха «Снегири», в бывшей усадьбе Кутайсовых был установлен памятник сыну строителей храма, генерал-майору от артиллерии Александру Ивановичу Кутайсову, погибшему на Бородинском поле в 1812 году. Освящение памятника было совершено архиепископом Можайским Григорием. Скульптурный монумент создан молодым московским скульптором, уроженцем этих мест, прихожанином храма Рождества Христова Денисом Петровым, учеником известного московского скульптора, профессора, академика Александра Ивановича Бурганова и талантливого скульптора Веры Михайловны Акимушкиной.

За алтарем храма был обнаружен старинный некрополь, совершенно разоренный. Все могильные плиты были стащены бульдозером под одно дерево. По словам старожилов, граф Илларион Николаевич Толстой и его жена Александра Александровна тоже были похоронены на церковной территории с юго-восточной стороны храма. Специальных раскопок на территории не проводили и их склеп пока не найден.

Сейчас около храма три могилы. У стены храма был обнаружен склеп с захоронением священника. По всей видимости, это Василий Стогов. Его останки были перезахоронены в этом же месте. Железный крест поставила прихожанка храма, у которой здесь похоронена мать, расстрелянная во время войны. Последняя могила принадлежит алтарнику храма Булатецкому Николаю Ивановичу, умершему несколько лет назад.

Под святым крестом

В 1999 году в день Апостола Андрея Первозванного над куполом храма был воздвигнут крест. К 2001 году храм уже был оштукатурен и снаружи и изнутри. Весь цикл реставрационных работ был сделан полностью и можно было бы начинать заниматься росписью. Но из-за впитавшейся в стены селитры начала отваливаться вся штукатурка. Ее пришлось полностью сбивать вместе с внешней частью кирпичной кладки и оштукатуривать все стены заново. После окончания работ незначительные пятна от злополучной селитры стали проявляться снова.

Вскоре после начала восстановления при храме открылась воскресная школа. Храм предназначен для просвещения народа, а в том числе и детей. Общеобразовательная школа потеряла воспитательно-попечительскую функцию, а в воскресной школе ребят кормили обедом, они делали уроки, играли, занимались с воспитателями и даже образовали небольшую театральную студию.

Забота о возрождении духовных устоев сподвигла настоятеля храма на создание первой в районе православной общеобразовательной школы, которая, несмотря на препятствия со стороны местных официальных структур, по благословению Высокопреосвященнейшего Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского в 2002 году была открыта в маленьком флигеле Рождественской средней школы. Ныне продолжается строительство нового здания на месте дореволюционной школы, находившейся на территории прихода.

С 2001 по 2004 год при храме Рождества Христова издавалась первая в районе православная приходская газета «Одна семья». Исходя из просветительской задачи, в газете постоянно публиковались жития святых, задавались вопросы священнику, рассказывалось о храме Рождества Христова и жизни соседних приходов.  Второй важной целью создания газеты было ознакомление всех, а главное родителей, с работой и принципами зарождающейся православной школы.

Спустя несколько лет после начала восстановления храм начинает приобретать свой первозданный вид – полностью снаружи оштукатурен, окрашен в прежний красно-кирпичный цвет, окна облицованы рустами. В 2010 году была полностью завершена внутренняя отделка храма и начата роспись купола и стен.

_______________
[1] Рундук – крытая площадка наружной деревянной лестницы.
[2] Басемной – покрытый тонким, легковесным, листовым серебром, на котором теснили разные узоры.
[3] Цка – икона.
[4] Киот – особый украшенный шкафчик для икон.
[5] Десница – устаревшее название правой (десной) руки.
[6] Четверик – четырехугольное в плане сооружение или часть сооружения.
[7] Портик – ряд колонн, объединенных аттиком или фронтоном, помещенный перед фасадом здания.
[8] Фронтон – завершение фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.
[9] Филенка – выделенные тонкими профилированными рамками участки стены.
[10] Пилястра – плоский вертикальный выступ стены. Является преимущественно декоративным элементом, служащим для вертикального членения плоскости стены.
[11] Капитель – венчающая часть колонны или пилястра.
[12] Срачица – нижнее облачение престола – льняное покрывало, символически являющее плащаницу Иисуса Христа.
[13] Антиминс – плат с зашитыми частицами мощей христианских святых и надписанием епископа. Обычно четырехугольный, из шелковой или льняной материи.
[14] Вифания – селение в Палестине, у Масличной горы, откуда Иисус Христос совершил свой последний торжественный вход в Иерусалим. Ныне деревушка Эль-Азарие.
[15] Мазанка – строение, изба из глины, сырцового кирпича или тонкого дерева, обмазанного глиной.
[16] Штраба – канавка в бетоне или кирпиче для прокладки проводки или труб.