Храм рождества христова

duhovnaya zhizn.jpg

Что такое духовная жизнь?

Духовная жизнь – это такая жизнь, которая помогает приобрести (стяжать – по-славянски) Дух Святой. Мы все абсолютно зависимы от того духа, который живет в нас. Дух уныния делает жизнь человека, похожей на ад, также как и дух гордости. Дух Святой просвещает всякого человека и «дышит где хочет», как сказал апостол Иоанн. Очень важно учится тому, как привлечь к себе Дух Божий. Здесь есть свои правила и законы. Все христиане «порабощают» себя этим законам, но в результате обретают свободу Богообщения. Это не единственный парадокс христианства.

Святой Феофан Затворник писал своей духовной дочери: «Вы совершенно верно определили для себя основную цель жизни – соответствовать высокому достоинству человека. Для этого вовсе не обязательно (во всяком случае, чаще всего) кардинально менять внешнюю сторону своей жизни, основные изменения касаются сокровенной духовной жизни человека. Обычно можно по-прежнему работать в том же месте, не разрывать общения с друзьями, интересоваться теми же предметами, что и прежде. Только все это наполнится иным содержанием, все это будет важно не само по себе, теперь человек через все это будет восходить к Богу».

Святые всех веков христианской эры утверждают: если вы хотите начать духовную жизнь, то должны помнить о четырех ее составляющих и продвигаться во всех четырех направлениях, иначе все наши усилия будут тщетны. Эти четыре составляющие духовного пути суть:

- чтение Евангелия и духовной литературы и размышление над прочитанным,

- участие в богослужебной жизни Церкви, в ее Таинствах , и, прежде всего, Таинстве Евхаристии,

- индивидуальная молитва,

- доброделание.

При этом необходимо помнить о том, что:

1. Верующим, может стать и является лишь тот человек, который видит свое духовное и нравственное несовершенство, свою греховность, страдает от нее и ищет исцеления. Только такой, смирившийся внутри себя человек способен к правильной, спасающей вере во Христа. Видящий же себя разумным и добродетельным не может быть христианином и не является им, хотя бы и считал себя таковым.

2. Добродетели и подвиги не сами по себе могут принести человеку благо Царствия Божия, которое "внутрь нас есть" (Лк.17:21), но только рождающееся от них смирение. Если же смирение не приобретается – бесплодны и бессмысленны все подвиги, все добродетели!

3. Всему свой черед. Исаак Сирин: "Премудрый Господь благоволил, чтобы мы снедали в поте лица хлеб духовный. Установил Он это не от злобы, но чтобы не произошло несварения, и мы не умерли. Каждая добродетель есть мать следующей за ней. Если оставишь мать, рождающую добродетели, и устремишься к взысканию дщерей, прежде стяжания матери, то добродетели эти становятся ехиднами для души. Если не отвергнешь их от себя, скоро умрешь"

4. Молитва без соблюдения определенных требований может оказаться бесплодной, и даже стать средством глубочайшего падения христианина. Так, не принимается молитва того, кто не прощает других. Не менее важное условие: "Кто молится устами, а о душе небрежет и сердца не хранит, такой человек молится воздуху, а не Богу, и всуе трудится, потому что Бог внимает уму и усердию, а не многоречию". Свят. Игнатий (Брянчанинов)

У Вас наверняка много вопросов по поводу правильного ведения духовной жизни, и мы рекомендуем Вам посетить следующие Сайты:

1. Мульти блог протоиерея Дмитрия Смирнова:

blogOD-350x74.jpg

2. Лекции профессора богословия Алексея Ильича Осипова:

www.aosipov.ru