Храм рождества христова

Документ 1698 года говорит, что «Чрез образ Грузинский Пресвятая Богородица и ныне творит чудеса и исцеления приходящих с верою». В 1698 году было постановлено каждый год этот образ приносить в город Архангельск «ради освящения града и христолюбивых народов, требующих Божией и Ея Богоматери милости». Тогда же по благословению архиепископа Холмогорского и Важского Афанасия, смотрителем московской типографии Федором Поликарповым был составлен канон в честь Грузинской Божией Матери.

В 1920-1922 годах после закрытия Красногорского монастыря икона исчеза, а затем в 1946 году после открытия монастыря вновь появилась в нем. Архангельский епископ Леонтий (Смирнов) в 1946 году сообщал в Московскую патриархию, что Грузинская икона участвовала в крестном ходе в Архангельске. После этого судьба иконы неизвестна.

Утрата первообраза иконы Богоматери «Грузинская» из Красногорского монастыря отчасти возмещается списком 1707 года, исполненным жалованным изографом кремлевской Оружейной палаты Кириллом Улановым с сыном Иваном. Богородица изображена фронтально, со слегка повернутой и склоненной к Младенцу головой; полы мафория расходятся, открывая горловину хитона; окаймления хитона, мафория и зарукавья украшены жемчугом и драгоценными камнями.

Икона Грузинской Божией Матери. Иконописец Кирилл Уланов и его сын Иван. 
Точный мерный список, 1707 год.

На лицевой стороне, на нижнем поле, надпись белилами: «Написан сей святый Богоматере 
образ мерою и начертанием каков в Черногорском монастыре имянуемыя Грузинския».

Особой вехой в истории и прославлении иконы Божией Матери «Грузинская» был ее привоз в Москву в 1654 году. Икону поместили в церкви Святой Троицы в Никитниках, где имели двор ярославские выходцы купцы Никитниковы, ктиторы построенного на их средства храма. Существует мнение, что икона была привезена для поновления и наложения новой ризы.

В это время в Москве была эпидемия чумы. Ищущие помощи от иконы получали исцеления. Среди них - серебряных дел мастер Гавриил Евдокимов, по чьей просьбе перед иконой был отслужен на дому молебен, в результате чего выздоровел его сын. Гавриил Евдокимов заказал для церкви Cвятой Троицы список с иконы, который был помещен в центральном иконостасе слева от царских врат. Это был первый чтимый список с иконы Грузинской Божией Матери, который приписывают кисти Симона Ушакова. Видевшие икону считали ее произведением «первоклассного изографа царской школы».

Икона Грузинской Божией Матери из церкви Святой Троицы в Никитниках. 1654 год.

Второй известный список находился с 1654 года в Крестовоздвиженском храме Алексеевского женского монастыре на Пречистенке. Появление иконы в монастыре овеяно легендой: больной монахине явился некто во сне и сказал, что в монастырь не надо приносить для молебна о здравии образ из церкви Святой Троицы, так как в обители есть такая же забытая икона. Образ отыскали, и после молебна перед ним монахиня выздоровела.

Прославившаяся икона была украшена драгоценным окладом на средства царя Алексея Михайловича и патриарха Никона. По описи Алексеевского монастыря в 1757 году был реконструирован оклад этой иконы. Празднование в честь иконы Грузинской Божией Матери в монастыре происходило с чином освящения воды и окропления келий в память избавления от чумы в 1654 году.

Третий список находился в церкви Покрова Божией Матери на Воронцовом поле, которая по приделу также иногда именовалась «Грузинская», как и близлежащий переулок. В 1706 году усердием царицы Параскевы Феодоровны для иконы был создан драгоценный киот. Ныне этот святой образ с благословения Алексия II находится в приделе Грузинской иконы Божией Матери храма святителя Мартина Исповедника на Таганке.

Икона Грузинской Божией Матери из церкви Мартина Исповедника. XVII век.

Четвертый чтимый список с Грузинского образа был сделан для Раифской обители Казанской епархии. В 1670 году митрополит Казанский Лаврентий посылал одного из лучших казанских иконописцев в Красногорский монастырь Архангельской епархии. Так же как первообраз и последующие списки, этот список был украшен богатой ризой.

Как повествуют старинные монастырские предания, уже во время перенесения иконы из Казани в Раифскую пустынь стали происходить чудесные исцеления немощных: слепым возвращалось зрение, беснующимся приходило очищение, а хромые получали исправление. Таким образом, эта икона с самого первого своего появления в Раифской пустыни получила славу Чудотворной.

Прослышав об этом, жители города Свияжска попросили у владыки дозволения, чтобы образ этот приносили бы и к ним. И вот с тех пор икона Грузинской Божией Матери 31 июля стала подниматься с места и к вечере приноситься в Свияжск. На другой день, после литургии в Богородицком монастыре, организовывали крестный ход на реку Щуку и обносили образ вокруг всего города.

Затем жителям Свияжска дозволялось брать Чудотворную икону по домам, а с 6 по 21 августа ее торжественно проносили по окрестным селениям и возвращали в Раифский монастырь. Но бывали случаи, когда жители отдельных деревень обращались к настоятелю обители с просьбой отпустить к ним образ Грузинской Божией Матери для молебствования и в неурочное время. Так случилось в деревне Васильево 24 июня 1830 года. Вот что повествует предание, дошедшее до наших дней:

«В тот самый день, когда икона была носима из дома в дом и происходило молебство о дожде, внезапно нашла ужасная туча. Пролил сильный дождь с градом, и к удивлению всех жителей, без малейшего вреда на их полях посеянному хлебу, между тем, как крупный град в необыкновенном количестве и величине падал близ полей в лесу, так что отламывались древесные ветви...»

С возрождением Раифской обители, когда чудотворный образ вернулся в свой соборный храм, построенный по проекту М.П. Коринфского в 1835-1842 годах, со времени возобновления в 90-х годах XX века монастырской жизни, история чудесных исцелений возобновилась и продолжается по сей день для всех, кто приходит к Владычице.

Сергей Мамаев

Литература:
Мюллер Г.А. Раифская история: Святыня обители - чудотворная икона. – Казань, 2001.
Гусева Э.К. Грузинская икона Божией Матери. Православная энциклопедия. – М., 2007.