Храм рождества христова
В неделю по Рождестве Христовом

Евангелие от Матфея, глава 2, стихи 13–23
 Неделя по Рождестве Христовом. Праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня по плоти

Когда же они отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего. Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет. По смерти же Ирода, - се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Хорошо взрослым быть, как дети! Дети любят отгадывать загадки — и взрослым тоже бывает интересно поиграть в такую же игру. Поэтому таким спросом пользуются, например, кроссворды. Человек проверяет свою эрудицию, ему интересна эта игра ума, — на самом деле нехитрая, можно сказать, прямо-таки примитивная. Если человек очень любит кроссворды, это какой-то изъян в душе, это все равно, что человек все время чесал бы себя, это уже похоже на нервный тик: знаете, когда человек ходит и постоянно почесывается…. Понятно, что у него со здоровьем не всё в порядке.

Но, тем не менее, любят люди загадки, и Церковь поступает с нами, как чадолюбивая Мать. Она время от времени перед нами изображает какие-то явления, к которым нам не мешало бы присмотреться и понять их внутренний смысл.

Мы, правда, порой к Церкви относимся как к традиционному сложному такому организму, в котором как бы и не дано до конца все понять. Есть такое отношение к службе церковной: придешь, стоишь — и не понятно, что читают, что поют… но ты же отстоял! Это, конечно же, труд некий, но служба, слова, здесь читаемые и пропеваемые, — они не для того, чтобы человек просто здесь пребывал. Они, конечно, воздействуют на человека, даже если он не шибко в них разбирается. Но было бы здорово, если бы он начал в них разбираться. Это очень полезно: вникать в речь славянскую, в устав церковный и в само устроение праздника. Кто в Церковь входит, тот начинает некоторые порядки понимать, входить в детали.

Церковь хочет в нашем сознании праздник углубить и расширить: она хочет, чтобы мы видели вот эту перекличку древних людей, и чтобы мы видели, что же их по-настоящему роднит

Вот у нас была неделя перед Рождеством, а теперь Рождество мы празднуем, и у нас такая особая ступень — неделя после Рождества. И в эту неделю Церковь собрала вместе трех людей: Иосифа Обручника, Давида Царя и Иакова, брата Божия.Полезно, следя за церковным календарем, узнавать что-то о святых. Знаете, есть такой жанр иконописи: избранные святые. Вот, например, сидит на Престоле Спаситель, а рядом с Ним по какому-то поводу оказавшиеся вместе святые, из разных веков взятые, из разных чинов: там могут оказаться рядом преподобный и мученица. И всегда интересно понять: а почему иконописец изобразил именно такой набор святых? Очень часто это бывает семейная именная икона, где вокруг Спасителя изображены те святые, чьи имена носили члены одной семьи, и вот оказывается, что этот принцип их вместе объединил. Люди благочестивые заказывали себе иконы, чтобы у Христа Бога предстояли их небесные покровители, и человек вслед за ними готов был пойти, вслед за ними себя вел: «Мои небесные покровители — меня, моей жены, моих детей — у престола Божьего собрались, и нам бы хотелось, уже в натуральном виде, — и мне, и моей жене, и моим деткам, — всем вокруг престола Божия собраться».

3-svyatyh.jpg


Сегодня Церковь выбрала из огромного количества святых троих и привязала память этих трех людей к тому воскресному дню, который идет после Рождества Христова. Что их объединяет?

Возьмем кондак церковный: «Веселия днесь Давид исполняется Божественный, Иосиф же хваление со Иаковом приносит: венец бо сродством Христовым приемше, радуются, и неизреченно на земли Рождшагося воспевают, и вопиют: Щедре, спасай Тебе чтущия»[1]. То есть Церковь открывает нам такой, на поверхности лежащий, смысл: это всё родственники Спасителя. Но если мы задумаемся… Родственники-то они родственники: Давид — предок Иосифа и Марии, Иосиф — непосредственный как будто бы отец (так для многих евреев он и остался отцом Спасителя, они так и не поняли, что Христос родился от Небесного Отца), и Иаков — сын Иосифа от первого брака. Братом Господним его называют, потому что он был сводный брат ему. Понятно, что Дева Мария — Приснодева, Она и в рождестве девство сохранила, и никого после Первенца Своего Иисуса не родила. Но есть такое понятие — духовное родство. И вот полезно к этим трем людям присмотреться опять и опять.

Вот, например, тропарь церковный читаем сегодняшнего дня: «Благовествуй, Иосифе, Давиду чудеса, Богоотцу», то есть Церковь в повелительном наклонении обращается к Иосифу Обручнику и говорит: «Возвести Давиду, Богоотцу, чудеса». Какие? «Деву видел еси рождшую, с пастыри славословил еси, с волхвы поклонился еси» — все вот это расскажи давно-давно умершему Давиду! — «Ангелом весть прием» — т.е. от Ангела весть принимал (не один раз, кстати!) — «Моли Христа Бога спасти души наши». То есть Церковь хочет в нашем сознании праздник углубить и расширить: она хочет, чтобы мы видели вот эту перекличку древних людей, и чтобы мы видели, что же их по-настоящему роднит.

Понятно, что у Спасителя есть родственники по плоти. А вот есть ещё родство духовное. Господь призывает и нас вступить в духовное родство со своими и кровными родственниками, и некровными родственниками.

Уж кто роднее Спасителю должен был быть, как не народ еврейский! — а народ еврейский по сей день носит на себе печать богоотступничества. Уже и из еврейского-то народа многие Христа приняли. Сегодня мы читали, как Павел об этом говорит: «Я по крови из избранного народа, но когда я Христа узнал, я этим кровным своим родством пренебрег, оно уже для меня ничего не значит», потому что кровное родство вынуждает человека часто глупости делать. Потому что пришел Христос, прямой закон отменяет (кровное родство — синоним прямого закона), а устанавливает какое-то духовное родство, новый закон. Но если ты правильно все понимаешь, то ты увидишь, что духовный закон кровному закону не противоречит: наоборот, только его дополняет.

Ну а если ты этого не видишь, ты слепой и будешь все время спотыкаться. Вот как люди спотыкаются, когда не могут разобраться между духовным и кровным родством. На каждом шагу спотыкаются!

Уже даже это стало притчей во языцех: мамочки требуют, чтобы сыновья любили их больше, чем своих жен. Уж сколько раз эта фраза была высмеяна: знаете, иные мамочки говорят своим мальчикам, которым уже лет под сорок: «Жен у тебя может быть много, а мамочка-то у тебя одна! Что ты свою жену (например, вторую или третью) любишь больше, чем меня?» И она как бы правду говорит: он, дурак, уже третью жену имеет, а мамочка — она как была мамочкой, так и остается. Но тут такая круговая порука. Нормальная мамочка должна объяснять своему сыночку с рождения: «Знаешь, сыночек, жена у тебя может быть только одна». Ведь нужно понимать духовную связь между мужем и женой, а мамочка, например, такой духовной связи со своим мужем в своей жизни не имела — не повезло, и она этого объяснить не сможет, и сыночек все это воплотить не сможет, и люди не понимают, как им разобраться в этих отношениях.

Жены тоже никак не могут понять, что муж ближе, чем ребенок, и об это тоже часто претыкаются. Бывает, что муж и ведет себя по отношению к детям неправильно, и все материнское сердце кровью обливается. Конечно, тяжело видеть, когда глава семейства оступается — глава же все-таки! И чтобы вот эту кривую такую траекторию нашей жизни выводить на чистую воду, надо духовное родство видеть. И Церковь сегодня ставит такой удивительный вопрос.

Конечно, прекрасно, когда кровные родственники по духу близки, когда вот так Иосиф Обручник с Давидом перекликаются, и поводом для их радости является Христос, Который им обоим по плоти родственник. Но гораздо больше должно быть их духовное родство. И вот и Давид, и Иосиф Обручник, и Иаков, брат Господень, чем схожи? Тем, чем должны быть схожи все духовные люди. Для духовных людей любое событие — радостное и грустное, понятное и непонятное — является поводом обратиться ко Христу Богу. Моряк моряка видит издалека. Алкаш алкаша разглядит вообще… знаете вот, с кем может выпить — сразу можно найти. Для человека, который любит выпить, все становится поводом выпить: приезд, отъезд, рождение, похороны… до смешного. А для человека, который любит, например, классическую музыку, для него слушать классическую музыку может поводом стать все. Не только то, что он пошел на концерт, а он просто, может быть, устал… для него это повод послушать классическую музыку. Или, например, радуется — опять повод послушать классическую музыку. Гости пришли — еще один повод послушать классическую музыку. Не пришли гости — опять повод взять включить её себе, найти какую-нибудь сонату.

А для людей, которые Христа Бога любят — для них все становится поводом к Нему обратиться, как это было с Давидом Царем. Гонит его Саул, предали его друзья — повод к Богу обратиться. Такой повод, что от его обращения к Богу остались по сей день памятники, с которыми можем к Христу Богу обращаться. Радуется он — прекрасный псалом сочиняет! Согрешил, кается — еще у нас появляются великие произведения церковного искусства. Покаянный псалом пятидесятый, который Давид изрёк, когда его пророк Нафан обличил, среди христиан принято даже наизусть учить, чтобы, когда настанет время в своих грехах каяться, у тебя уже слова были приготовлены, потому что сам так не сочинишь.

И Иосиф. Настало время проявить ему по закону правило — взять из храма к себе в дом девушку, оставшуюся без мужа, — он поступил по закону: такой повод у него обратиться к Богу. Стал свидетелем, как ему показалось, беззакония — берет девушку из храма, а она во чреве имеет — у него это опять повод к Богу обратиться: вот то, что он недоумевал и думал: «Как же мне по-божески поступить с этой девицей, из храма взятой?» — это до нас Евангелие донесло.

То есть для этих людей всё есть повод к Богу обратиться. И нам очень полезно вот это их духовное родство друг с другом разглядеть.

Вот тоже поразительно с Иаковом, братом Господним. Одни братья Христовы, некоторые сыновья Иосифа, говорили тем, кто за Христом ходил: «Ну что вы за ним ходите? Он же просто плотников сын, мы Его знаем как облупленного, все наше детство с Ним вместе прошло!» И они не увидели в Нем Бога. А вот Иаков, другой брат Господень, в нём Бога разглядел, потому что он духовное родство имеет с Богом на небесах и со своим сводным братом, с Богом Родившимся.

И вот нам надо смотреть на свою жизнь. Так интересно бывает: ходят, ходят люди в храм, и наступает день воскресный, например, после большого праздника, вот как сегодня: наступил день воскресный после Рождества Христова. Для тех, кто любит Христа Бога, это повод опять в храм прийти, даже опять причаститься: у нас целое воскресение после Рождества, такое близкое-близкое к Рождеству Воскресение! А для кого-то это повод совсем для других действий: «Ну я же на Рождество уже ходил в храм! Ну чего я туда опять пойду? Пропущу-ка я. Не беда!»

И вот смотришь на христиан: одни для причастия Святых Христовых Тайн, чем дальше по жизни, тем больше поводов извлекают, а другие - чем дальше, тем меньше. И делается понятно, что кто-то растет, чья-то душа с Богом соприкасается ближе, а кому-то это всё не надо. Причем настолько не надо, что, бывает, дал Господь человеку веру, он имел опыт воцерковления, в храм ходил, у него на сердце так было тепло оттого, что он веру обрел, так ему было радостно в храм ходить, так ему было интересно всё, так ему было в новинку… а потом приелось. И для него Христос — это не каждый день новый источник радости, а тяжелая рутина: «Опять этот молитвослов открывать… Опять этот пост… Опять эту жену прощать надо Христа ради… Вот угораздило с ней повенчаться! Эх, надо было с другой венчаться…». Вот Христос соединил одного человека и другого человека, и для них это — не источник ежедневной радости, не источник ежедневного повода потерпеть, простить, к Богу обратиться, новую Благодать получить, посмиряться, кровь попроливать Христа ради, а для них это повод совершенно для чего-то для другого.

Перед таким интересным вопросом нас сегодня Церковь ставит. Вот изобразили перед нами трех избранных святых, чтобы мы остановились и подумали: «А почему эти трое? и вообще, как к этому относиться?»

Поэтому будем к Церкви, к Матери нашей, внимательными! Дни памяти, которые нам Церковь в календаре приводит, эти празднества имеют огромную красоту! Нам бы только всему этому учиться. Да поможет нам в этом Христос! Аминь.

[1]Сегодня Божественный Давид исполняется веселия, Иосиф же хваление с Иаковом приносит: радуются, приняв венец как сродники Христовы, и чудно воспевают Родившегося не земле, и восклицают: «Щедрый, спасай Тебя чтущих!»