Храм рождества христова
О верности Истине

О верности Истине


Евангелие от Иоанна, глава 1, стихи 43–51
Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия

На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих, восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Нам необходимо постигать учение Русской и вообще Вселенской Православной Церкви. Она состоит из множества поместных Церквей. Есть Греческая православная церковь, Иерусалимская… Многие народы входят в эту замечательную Единую Церковь. И мы поневоле привыкли понимать под словосочетанием «Торжество Православия» торжество и преимущество этой Православной доктрины, этого вероучения. Вот есть вероучение инославное, или вообще другие религии, или даже атеисты-безбожники есть, а вот есть православное вероучение, и оно торжествует. Так вот, Торжество Православия — это не есть победа доктрины, это совершенно другое явление. И главным словом, которое может помочь и православным христианам, и не православным христианам, и вообще не христианам разобраться в том, что же должно восторжествовать, является то обращение, которое Господь произнёс в сегодняшнем Евангелии. Даже не обращение, а замечание по поводу Нафанаила, когда собирал Господь Своих учеников. Это произошло не сразу, ученики один другому рассказывали, что нашли Того, про Которого писали Моисей и пророки, причем такие слова могли звучать более или менее утвердительно. Нам в сегодняшнем Евангелии приведено это событие, когда Филипп говорит весьма определённо Нафанаилу: «Мы нашли того самого Спасителя, Он есть Иисус из Назарета». Нафанаил проявил какое-то недоверие к этим словам, говорит: «Ну что такое Назарет? Разве из этого захудалого городишки может что ценное произойти?». Но тем не менее пошёл посмотреть, кто это такой — Иисус из Назарета. И вот когда Нафанаил приближается к Спасителю, Спаситель собравшимся вокруг него людям, указывая на ещё только подходящего Нафанаила, говорит: «Вот это настоящий израильтянин, в нём нет лести».

...кто верует в истинного Бога, тот верен истинному Богу, тот живёт по истине, другого способа жизни у него нет, другие способы жизни отвратительны и противоестественны.

Так вот, Православие — это торжество правды, а правде противостоит обман, или, по-славянски, лесть. Мы привыкли под словом «лесть» понимать, когда человек в глаза говорит что-то хорошее, причём преувеличивает хорошие стороны и приуменьшает плохие, чтобы кому-то понравиться или чтобы что-то скрыть. Вот именно такое явление мы и называем теперь лестью. Хотя лесть в переводе со славянского — это просто «ложь». То есть Господь говорит про Нафанаила: «Это человек, в котором лжи нет. Он сомневается ещё в том, Спаситель мира Я или не Спаситель. Но он ищет Того, Кто является Спасителем мира, и он найдёт».

Торжество Православия — это праздник, который должен всем задать вопрос: ты Истину ищешь? Причём истину не в её доктринальной, вероисповедальной формулировке, а в её натуральном виде. Натуральный вид истины есть Христос и жизнь по Его заповедям. Глупо говорить: «Я верую в Бога настоящего, самого правильного, но вот жене я своей изменяю». Ты не веруешь в истинного Бога! Потому что кто верует в истинного Бога, тот верен истинному Богу, тот живёт по истине, другого способа жизни у него нет, другие способы жизни отвратительны и противоестественны. И даже если он, как этот человек, имеет склонность к какому-то греху, он боится. Человек, который верен Христу Богу, боится пойти туда, где он может поскользнуться, боится подумать о том, что его уведёт вообще в сторону от Истины.

Если таким образом рассматривать нашу жизнь, то вообще выявляется достаточно странная и даже страшная картина. Вот есть крещёный православный народ — русские или русскоязычные люди, и эти люди в церковь не ходят, жёнам не верны, матом ругаются. Приезжают на территорию этого русскоязычного как будто бы православного населения люди, вообще про Христа Бога ничего не знающие и в него не верующие, какие-нибудь мусульмане, — и не ругаются матом, и верны своим жёнам. Кто из них ближе к Истине? Кто из них — православный? Матерящийся русский человек, который говорит: «О, понаехали эти тра-та-та-та»? Или этот, который «понаехал», который не говорит «тра-та-та»? Оказывается, что православие — это признак не вероисповедания, православие — это признак правильного бытия, правильной жизни.

Праздник Православия был учрежден тогда, когда Церковь в очередной раз, как и сейчас, боролась с ложью и побеждала. На тот момент в VIII веке множество ложных вещей было в Церкви преодолено. В Церкви возникали споры о том, кто такой Иисус Христос, настоящий ли Он Бог или Он только такой Человек, которому Бог дал какие-то особые дарования? Трудно было тем, кто Христа не видел, просто поверить, что Он есть воплощённая Истина.

В это было трудно поверить даже тем, кто Его видел. Более спокойного, более мудрого, более взвешенного, более любвеобильного, более даже красивого и такого правильно сложенного Человека люди не видели. И те, кто с Ним близко общался, понимали, что это какой-то особый Человек. Человек, более правильно поступающий, причём имеющий не только желание правильно поступить, но и какую-то удивительную власть.

Когда случится, что у нас на глазах человеку плохо: раз — и упал без сознания, — мы все суетимся, мы хотим как-то ему помочь, люди говорят: «Ой, надо скорую вызвать!» Но помимо того, что вызвать скорую, как правило, люди этому человеку, которому у них на глазах стало плохо, ничего сделать не могут. Не могут даже его как-то так положить, чтобы ему было лучше, как-то правильно с ним обойтись. Элементарными навыками ухода за больными и помощи в экстренных ситуациях люди, как правило, не обладают. А когда Христос видел, что у Него перед глазами кому-то плохо или даже кто-то умер, Он брал и всё восстанавливал. Кого-то бьёт эпилептический припадок — Он его исцелял. Видел умершего сына женщины в толпе — и его восставлял. Не просто руками разводил: «Ай-я-яй, ой как плохо!» — а производил самый правильный из всех возможных при этом поступков — брал и воскрешал этого юношу.

И вот такое очевидное воплощение Истины людям не было понятно тогда, непонятно сейчас. Потому что если признать, что вот здесь, рядом со мной или в ближайшем храме находится Христос, который есть Мерило всей Истины, то следующий вывод очень простой. Если Мерило Истины — вот Оно, и Оно уже ко мне приложено, то мне этому Мерилу Истины нужно или соответствовать, или признать, что я лживый человек. Суть моего поведения, моих слов, моих поступков составляет ложь.

А людям это про себя признать очень трудно, и поэтому они пытаются удалить Мерило Истины от себя. «Ты чего в церковь не ходишь?» — «У меня разные дела». Да не ври, не дела у тебя, тебе просто встать рядом с Мерилом Истины неудобно, потому что тебе первому станет понятно, какая ты коряга вообще, не человек, а осколок, обломок человека… Сравни себя с Христом и с Его святыми, с тем, что Он делает для людей, и с верными ему служителями, как они поступают. Ты вот так можешь? В любом виде. Вот родственник тебе не нравится, а ты можешь с ним разговаривать ласково и вежливо? Муж твой тебя не понимает, а ты можешь быть ему верной по гроб? Он тебе не верен, а ты ему — верна. Потому что ты знаешь, в чём Истина, и пытаешься её воплотить.

Всё на самом деле так просто, в смысле Торжества Православия. Но тогда, когда мы видим, что православие не торжествует в нашей жизни, что делать? Церковь на это даёт прекрасный ответ! Когда Церковь устраивает праздник Торжества Православия? Постом. А что такое пост? Пост — это время покаяния, время исправления. Вот корявый ты, но Господь не хочет лишить тебя участия в Торжестве Православия. Давай исправляй свою жизнь. Начни в храм ходить, перестань жене изменять, начни своими устами произносить слова истины: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». И начни это не только словами, устами произносить, а вообще повернись к Слову Истины, к Нему обращаясь, скажи. И вообще начни всё делать по-другому.

Потому что всё, что делается без этого, это есть бред. Мне довелось из уст одного епископа услышать такие слова: «Много лжи в мире. Людям приходится воевать за правду». Например, на Украине: спрашивают добровольцев-вояк, которые провозгласили отдельную от украинского правительства республику и воюют за эту территорию: «За что воюете?» И они говорят: «За правду!» Замечательно! Вот ты взял оружие и стал стрелять в другого человека за правду, — давай проверим: ты сам правдив? Где твоя жена, где твои дети? Ты крещеный? А почему ты в воскресный день не в храме? За какую правду ты воюешь? Ты от корня и от основы правды отошёл. И теперь тебе, голубчик, под видом правды можно втюхивать что угодно — майдан, антимайдан, такую доктрину, сякую доктрину, такую партию, сякую партию… Понимаешь, что Мерило Истины — одно, а ты теперь за некую другую правду даже кого-то ещё и убиваешь. За какую такую правду?

И человек будет с пеной у рта доказывать, за какую правду он убивает. А человек с противоположной стороны будет с такой же пеной у рта доказывать, за какую правду убивает он. И не будет здесь никакого торжества правды! Потому что Царь Правды умер однажды за всех людей, и причём все знают, Кто это такой.

Никакой лидер политической партии, никакой Мухаммед, никакой гуру не умер за своих учеников, не пошёл за них на крест, не сказал: «Ребятки, у вас есть грехи, я беру их на Себя. Вас положено за грехи наказать, у кого-то, может быть, они даже столь велики, что его за это надо убить. Я буду за вас умирать, Я Своё тело отдаю, чтобы его убивали, Кровь Свою проливаю, чтобы вас от ваших грехов очистить».

Нет другого такого человека, кроме Богочеловека Иисуса Христа, — очевиднейшая правда! И ты эту правду не ведаешь? Ну, давай, валяй, за какую-то там свою «правду»... Правда не имеет никакого другого калибра, кроме как Абсолютная Истина. Всё, что не соответствует Истине Абсолютной, есть уже не то, что малая истина, а просто враньё.

Причём все это чувствуют. Знаете, как любят говорить: «Вот они бандиты, ходят в церковь, а потом убивают». Но тебе же понятно, что все, кто ходит в церковь, не должен убивать! Сам не убивай, не желай никого убить, ребятишек своих расти, жене своей будь верен, в ближайший свой храм ходи, сам в своих грехах кайся. Вот давай сам.

Чтобы праздник Торжества Православия стал таким прекрасным светлым постным днем, конечно, Церковь будет вспоминать, как она победила и Ария, и Македония[1], и всяких других еретиков, и как было восстановлено иконопочитание. Нашлись такие люди, которые говорили, что Бога рисовать на иконах нельзя, что Божество неизобразимо, Бог на небесах живёт, он недоступен, неведом человеку. Это всё истина. Да, Бог на небесах живёт, Бог недоступен, неведом человеку. Как Бог пребывал до своего воплощения, мы не можем изобразить. Но ведь Бог воплотился! Поэтому не то что можно рисовать воплощённого Бога, а нужно и нельзя не рисовать! Потому что Христос же был не дух, который по Европе метался, а был конкретный Человек, Богочеловек. От конкретной Девы родился, имел имя, имел рост, вес, ходил по определённым местам, определённые слова говорил, определённые поступки совершал. Настолько определённые, что люди забыть эти поступки не могут! Информация о том, что Христос говорил и делал, настолько распространена, что даже если человек самого Евангелия не читал, он всё равно в некоторых общих чертах всё представляет.

Самое главное, чтобы мы Торжество Православия видели не как торжество нашей доктрины, а чтобы мы пытались к Торжеству Православия приближаться как к той Истине, которая восторжествовала в больных, грешных, немощных наших телах и в больных, немощных, грешных наших душах.

Вот какой предлагается нам замечательный праздник в первый воскресный день Великого поста. Обычно люди это чувствуют. В первую неделю Великого поста, попостившись, как-то больше людей приходит причаститься, чем в другие воскресные дни, чтобы эту Истину в своей жизни проявить: «Как-то в моей жизни не хватает истины, что-то я давно не исповедовался, не причащался». Значит, Истина в тебе самом никак ещё не восторжествует. Никак! Чего-то не хватает между тобой и Истиной, какого-то шага. Кто этот шаг не сделал? Христос этот шаг не сделал, Который на Кресте висел, Кровь проливал, Плоть Свою в пищу нам дал, и все мы про это знаем? Или ты сам к этой Истине шага не сделал, чтобы с ней соприкоснуться?

Вот такие вещи нам надо разуметь и Духом и силой Истины наполняться. Если мы этого делать не будем — не знаю, где восторжествует Истина. Если уж даже мусульмане к Истине ближе бывают иной раз, чем крещёные люди… Где Богу взять людей, про которых Он может сказать: «Вот он идёт ко Мне. Может, он ещё не очень знает про Меня, но в нём лжи нет. Он сейчас дойдет, он со Мной соприкоснётся, и его потом хоть убивай, а он от Меня уже не откажется». Вот ровно это Христос сказал Нафанаилу. Он сказал: «Ты поверил, что Я Истина, потому что Я сказал, что увидел тебя под смоковницей, там, где ты сидел, но Я тебе покажу небо отверстым». То есть человек, способный жить по Истине, уже не на земле живёт. Конечно, на земле, конечно, его можно потрогать, ему можно причинить вред, но, опять же, не ему: телу его можно причинить вред, а душе его, которая знает Истину, пойди причини вред! Ну что ты с ним сделаешь? Не нравится тебе Истина — ты можешь уничтожить человека, который носит в себе Истину, но Истину не уничтожишь, и эта Истина воскресит человека, в котором она жила, в последний день[2].

Христос воскресит всякого человека, который жил по Истине. Будем стараться и мы так поступать. Спаси всех Господь!




[1] Арий отвергал Божество Сына Божия Иисуса Христа, Македоний — Божество Святого Духа. Обе ереси были осуждены на Вселенских соборах в IV в.

[2] Евангелие от Иоанна, глава 6, стих 40.