Храм рождества христова
Непонятные имена

Евангелие от Матфея, глава 1, стихи 1–25
 Неделя перед Рождеством Христовым, святых отец

Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон. По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов. Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; 21родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Через неделю Рождество Христово. Не то чтобы еще неделя до Рождества (до Рождества уже гораздо меньше), но просто Церковь живет неделями. Это не период в семь дней, а это особый день, когда мы не делаем ничего мирского, чтобы потрудиться для Бога. Когда наступает такой воскресный день, такая неделя, которая к Рождеству самая близкая, Церковь в своем шествии останавливается и делает особые замечания.

Вот сегодня мы читали от Авраама до Иисуса родословную. Для кого-то это не очень понятный набор, перечисление странных еврейских имен, а для кого-то это такая музыка священная, такая симфония нашего спасения. Симфония — это не короткая эстрадная песенка, где один и тот же припев повторяется сто раз, а это большое драматическое произведение, у которого есть начало, развитие темы, финал.

Какая разница между тем человеком, для которого это непонятный набор еврейских имен, и тем человеком, для которого это такая удивительная музыка? Разница между ними такая.

Первый не привился ещё к народу Божиему, ему эти имена чужие и непонятные. Если же человек привился к народу Божиему, ему история этого народа драгоценна.

Вот мы детишек в школе учим истории, и если ребятёночек не знает, кто был сначала, а кто был потом — Иван Грозный или Петр Первый — это очень странно. Ну, это еще троечник, может быть, и знает. Но редкий отличник возьмёт и перечислит всех российских правителей от Владимира Великого до последнего убиенного царя-мученика Николая. Президентов-то уже никто не помнит, кто за кем был… Потому что люди не живут историей своего народа… И ладно бы народа какого-нибудь, а ведь — народа Божьего, который скоро будет праздновать рождение Главного Человека. Этим Главным Человеком в народе Божием Господь Бог решил стать Сам. И мы, завершая Рождественский пост, приближаемся к такому удивительному периоду, к такому таинственному моменту, когда Христос на землю пришел. Мы уже живем в следующем моменте, мы живем в то время, когда дано Церкви на земле пожить. А кульминацией всей этой истории народа Божьего нужно назвать общее воскресение из мертвых. Удивительная симфония спасения народа Божиего и возвращения его в Царство Небесное не то что недописана или недосочинена, — у Бога это сочинение, если можно сравнивать с нотами, уже присутствует. Мы же находимся в удивительном исполнении этого лучшего из всех произведений и имеем возможность участвовать в нём.

Очень полезно себе задавать вопросы: кто такой Авраам? кто такой Давид? — вот так вот, главные имена. А потом имена попроще интересно бы вплести в эту ткань, — может, там какой родственник Спасителя шибко и не прославился, но он жил в ту или иную эпоху, которая была ступенькой пришествию Спасителя. Человечество по этим ступеням поднималось.

И вот мы к важной такой ступени сейчас приблизились вплотную. Чтобы было понятно, что каждая из этих ступеней для нас важна, написано, как происходило собственно Христово Рождество. Иосифу довелось оказаться мужем Марии, то есть быть с ней обрученным. Иосифа этого многие на иконах изображают, и даже изображают на иконах его сомнения.hram002.png На иконе Рождества обязательно присутствует из святого семейства и сам Спаситель, и Дева Мария, и не отец, а обручник Иосиф, и он изображен в ту самую минуту, про которую мы сегодня читали в Евангелии, когда он стал сомневаться в Благости Божией. Это та самая партия, которую играет в этом концерте каждый человек. Каждый человек может быть дерзновенным членом Церкви, участником в нашем спасении и членом народа Божьего, а может быть не дерзновенным, может быть сомневающимся. И вот Иосифа в его сомнениях Господь принял, и ангела ему послал, и утешил, и вразумил. Иосифа на иконе Рождества изображают с нимбом, чтобы подчеркнуть, что это человек важный для истории человечества, и мы говорим про него, что он святой человек. Пастухи, например, которые безо всякого рассуждения и безо всяких сомнений пошли к вертепу, где Христос родился, не почтены от Церкви такой честью, они тоже на иконе присутствуют, но нимбов у них над головами нет. Тем самым Церковь нас учит: «Трудно тебе сохранять благоговение, трудно тебе верить в Благость Божию, в святость Церкви, в святость церковных таинств, в чистоту священнослужителей, но ты преодолей это — и будешь как Иосиф, о нем в Евангелии написано». А если вот так себя не поднимать, не встраиваться в это удивительное дело под названием «История человеческого спасения», то можно оказаться в стороне. И вот Церковь так устроена, чтобы никто из нас не оказался в стороне, чтобы мы и за неделю до Рождества, и неделю после Рождества в храм приходили, чтобы мы и на само Рождество здесь оказались, чтобы рождение Спасителя было для нас не просто Новым годом.

Ну посмотри, как красиво, когда Господь Бог смиряет Себя Сам, — не обстоятельства, не болезни, не какие-то другие люди, — Сам!

Как человек устроен? Он живёт-живёт, устаёт от своих трудов, и ему нужно расслабиться, ему нужен праздник, чтобы забыть работу, получить побольше выходных, побольше поесть, побольше выпить, побольше поспать, побольше времени провести в праздности. И человек так вот отдохнет и может дальше лямку тянуть. Рождество — это не такой праздник! Это было бы глупо — думать, что мы так вот сейчас храм украсим, ёлочку поставим, цветочки наплетём, поедим, попьём, повеселимся, поздравим друг друга, подарочки подарим — и всё. Это, конечно, нужно так, для добавочных красок, но главное-то — оно совершенно в другом! Если человек увидел главное — его глазам открывается грандиозная картина всей человеческой истории: Спаситель в мир пришёл, Себя умалил, смирился. Спаситель лежит в пещере, которая черным-черна, как тот гроб, который когда-то Его мёртвого вмещать будет… Но люди радуются, потому что необъемлемый небесами Господь вместился в утробу Девы, сделал Её Матерью, поместился в маленьком вертепе, вообще очень Себя смирил, очень Себя ограничил, очень поступил по-простому… И людям дано увидеть — как это красиво!

Вот ты такой важный, ты такой умный, начальник ли ты, муж ли, глава семейства, или просто человек в возрасте, — тебе всё кажется, что тебя мало уважают, тебя не ценят. Ну посмотри, как красиво, когда Господь Бог смиряет Себя Сам, — не обстоятельства, не болезни, не какие-то другие люди, — Сам! И нам дано на эту красоту любоваться, и нам дано грандиозность этого процесса видеть.

Господь пришел нас спасать, Господь пришел нас из наших грехов выручать. И мы вспоминаем это событие для чего? Для того чтобы в нём начать участвовать. Господь две с лишним тысячи лет назад пришёл не просто, чтобы у меня был выходной, а Он для того пришёл, чтобы я захотел спасаться: это Он за мной пришёл!..

Хотя и живу я две тысячи лет спустя, но тогда Он родился для меня, чтобы вот эта родословная продолжилась, чтобы от Авраама до Спасителя, а после Спасителя началось новое человечество и чтобы я в этом новом человечестве тоже оказался. Это новое человечество весьма может стать ограниченным, потому что в это новое человечество, которого не достоин весь мир, входить желает всё меньше и меньше людей. Но нас Господь позвал, нам Господь веру дал, нам Господь открыл глаза на то, что жизнь человеческого рода — это не бестолковая смена эпох, событий, — то война, то мир, то голод, то мор, то драка, то делёжка, и всегда одно и то же. Что не это — человеческая история. Человеческая история началась с сотворения Адама, а закончится воскрешением из мёртвых, Царством Небесным. Вот если человек всю эту перспективу увидит, то для него настанет настоящий праздник, потому что праздник — это когда человек великое видит и в нём участвует.

Давайте таким образом открывать глаза и смотреть: «Что мне недостаёт, чтобы участвовать в этом великом событии?» У нас ещё есть времечко, у нас ещё есть несколько деньков на то, чтобы со всем, что мешает войти в этот народ Божий, расстаться, на исповедь прийти, покаяться, чтобы с рождением Спасителя возродилась и наша душа. Чтобы мы Новый год начали для того, чтобы к воскресению двигаться. Не просто денежки зарабатывать, кризис переживать, а к воскресению из мёртвых двигаться!

И да поможет нам в этом Господь!