Храм рождества христова
Что значит быть творческой личностью

Евангелие от Марка, глава 9, ст. 17–31
 Иоанн Лествичник. плакать о своем покойнике

Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым: где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли. Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне. И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену. И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства; и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию. Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него. И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер. Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал. И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его? И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста. Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал. Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня Церковь прославляет преподобного Иоанна Лествичника. И может показаться, что Иоанна Лествичника Церковь выставляет нам на вид как пример постнического жития, жизни аскетической, жизни напряженной, чтобы другим людям можно было этому подражать.

Но мы с вами — те самые другие люди, которым Церковь предлагает этот пример — про себя думаем: «Иоанн Лествичник монах, но я же не монах! Он свою книжку писал для братии, которая жила в Синайской пустыне. Но я так не могу жить, я так не должен жить. Я эту книжку даже читать не смогу. Она и начинается так чуждо: “Отрекись от мира, уйди в обитель покаяния…”. А там, в обители покаяния, такие экстремальные приемы: кто-то рыдает всю оставшуюся жизнь, кто-то голову пеплом посыпает, кто-то себя в келье замуровывает. Изуверство сплошное… Это не для нас!»


Если бы это было не для нас, Церковь бы не устроила память этого преподобного монаха и память книги, которую он написал, праздновать повсеместно и для всех. Беда в том, что мы не хотим от Церкви получить ту науку, которую она нам преподает.

Ну куда тебе с гастритом поститься, как Иоанн Лествичник! Конечно, это невозможно. И дело не в том, чтобы показать тебе пример экстремальных подвигов! А дело в том, чтобы тебе показать правильное устроение души, правильное устроение пути! Церковь прославляет Лествичника за то, что он эту лестницу от неба до земли сам прошел и подробно все ступени описал. Такая замечательная книга! Читаешь, понимаешь, что идти далеко. Но зато знаешь, куда идти!

Ioan-lestvichnik.jpg

В чем же суть той жизни, которую вел Иоанн Лествичник? Суть в самых простых словах и в самых простых названиях, только надо бы увидеть их смысл.

Иоанн Лествичник был монах. Монах — значит, «один». Давно у нас уже нет пластинок, на которых написано «моно» — один источник звука. Мы давно уже стерео слушаем, и вообще у нас акустические системы, которые дают нам объемный звук. А слово «моно» значит «один». Монах — он один перед Богом. Он потому назвался монахом, что его не интересует никто. Он человеконенавистник, что ли? Нет. Он смотрит на себя и видит: «Я — мертвец». Когда у человека в доме мертвец, он не может плакать о том, что где-то в Африке, на реке Конго, кто-то умирает от голода: это будет лицемерие. Обычно человек плачет о своем покойнике, и это правильно. И монахи говорят сами себе: «Ну, что мне до того, как Петя грешит? Что мне до того, как Вася живет? Что мне до того, какую Сережа получает зарплату? Я сам погибаю! И мне не нужно сравнивать себя с кем-то, мне нужно поставить себя перед Богом — и вот тут себя испытать. А если уж с кем-то себя и сравнивать, то, например, с теми, кто живет выше меня, лучше меня, — например, с подвижниками. А все остальные — это не моего ума дело.

Всякий человек, который не встанет в эту позицию: «Я перед Богом один», — этот человек никогда не спасет свою душу.

Он никогда не спасет свою душу, потому что он не то чтобы не хочет к себе приложить строгую меру — даже не в этом дело! — но потому, что он отказывается от первородства. Адам был на земле один. Ему себя сравнивать было не с кем. Он был в той замечательной, прекрасной, удивительной ситуации: «Вот Бог — и вот я». И больше никого. Исходя из этого надо строить отношения.

Иоанн Лествичник — пример такой творческой личности. Мы любим говорить о том, что хорошо быть творческой личностью. Творческая личность не тот, кто все сделал по-своему, а тот, кто сделал сам, причем ключевое слово здесь не «сам», а «сделал», потому что делать — это творить, а проявление самостоятельности — это еще не факт, что это проявление творчества.

Сейчас удивляются люди, почему так все плохо. А потому мало таких людей, которые бы брались прежде всего за себя, которые видели бы: «Моя душа — нетронутая целина. Как я Богу дам ответ?»

Есть такое замечательное выражение: «Христианин — это человек первого дня». Читаем Библию: «И был вечер, и было утро: день один». Христианин живет всегда в таком устремлении, что он начинает новую жизнь. Тебе не нравится, как мама с папой тебя воспитали? Вот тебе возможность: устрой свою семью, воспитай своих детей. Ты недоволен тем, как кто-то что-то устроил? Сделай по-хорошему! Не в противовес, не в пику, а просто потому, что тебе самому Господь Бог дает шанс.

И про этот шанс нам Церковь напоминает, а мы этих намеков, напоминаний не чувствуем. Открываем молитвослов, и там есть правило подготовки к Причастию. И вдруг среди этого правила написано: «Во святую же Четыредесятницу чти сие: «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбием недуговав омрачашеся и беззаконным судиям Тебе, Праведнаго Судию, предает». Это мы будем в страстную седмицу вспоминать. А Церковь почему-то нам напоминает, что мы, готовясь к Причастию, должны этот текст всегда читать во время поста. Всегда! Потому что этот текст напоминает о той самой ситуации: Господь учеников Своих собрал и говорит: «Вы Мои любимые ученики, не двенадцать ли вас Я избрал? Один из вас диавол есть. Один из вас предатель». И нормальные ученики, которых оказалось числом одиннадцать, задаются вопросом: «Не я ли это?» Т.е. вот эта первозданность того, что если Господь что-то говорит — это Он мне (!) говорит. Если Господь будет на кресте — то Он за меня (!) пришел повисеть. Если у Господа Бога есть первородные дети — то это я первородный ребенок!

И если Господь ставит задачу перед творческой личностью, то не надо оглядываться ни на кого: кто как живет, кому как повезло, кто за эту же работу какие деньги получает. Стоит тебе только об этом задуматься — ты уже не первородный, ты уже не монах, ты уже не творческая личность, ты уже не человек «первого дня», ты уже не на том пути, ты уже куда-то не туда смотришь.

Можно удивляться сколько угодно, почему страна Россия была такая богатая, сильная. Потому что были люди, церковью воспитанные: они кишками чувствовали: «Все зависит не от царя-батюшки, а от меня». И шли, не боялись, в неведомые земли устраивать себе счастье.

Вот у казаков не сложились отношения с этим царем, с этим правительством — они что, бунт будут поднимать против этого царя и этого правительства? Нет, они уйдут туда, на край царства, где врагов побольше, где опасностей побольше, но где они будут устраивать свою жизнь, а потом еще и то, что они устроили, как подарок этому самому царю и этому правительству принесут!

Почитать историю русского предпринимательства — все именно так! Какой-нибудь мужичина возьмется чугун выплавлять, руду добывать, соль варить. Его, как найдут — налогами обложат, производство отнимут, а он скажет: «Ладно, это все вам. Я пойду еще дальше, за Урал, еще севернее, и еще построю, еще найду, еще раскопаю!»

Человек всегда был готов испечь свой пирог, а не отрезать кусок от уже имеющегося.

А теперь люди живут только так. Вот есть пирог: «А какая доля этого пирога полагается мне?» Никакая! Свой пирог испеки.

И Иоанн Лествичник именно это и показал. С чего начинать? С отречения от мира. А как идти? А бороться с «милым и любезным» для всех врагом — чревом. А потом со всеми другими страстями. Даже из того, как он называет все эти добродетели, понятно, что он каждую потрогал. У него, например, есть глава «О радостотворном плаче» — он так плакал о своих грехах, что радости достиг! Или, например, «О многообразном тщеславии», — т.е. человек так с тщеславием своим работал плотно, что знает, как оно многолико проявляется. Даже одни названия этих ступеней, по которым Иоанн Лествичник нас бы повел, если бы мы эту книгу читали, свидетельствуют о его огромной компетентности во всех этих вопросах.

И это нужно для всех христиан: не случайно сама Церковь избрала эту книгу как лучший вариант изложения пути к Богу.

А что, Христос не хорошо изложил? Христос хорошо изложил, только Его апостолы сами нуждались в толкованиях. Первые толкования Спаситель давал Своим же словами Сам. Потом дал ученикам Своим дух разуметь Писание, чтобы они теперь другим несведущим растолковывали. Церковь вся живет этой традицией, этим преемством того самого Святого Духа, который некогда эти слова изрек устами Спасителя, а потом их же Сам истолковывает. И теперь каждый из нас или войдет в эту традицию, или останется вне ее.

Можно остаться с набором церковных регламентов, поблажек и без Христа Бога — вот в таком состоянии — один на один. Страшный Суд будет заключаться в том, что человек предстанет пред Богом, как монах: без жены и детей, без родственников и помощников. Господь будет испытывать человека: а любил ли он эту, например, жену? Когда человек скажет: «А как ее любить, она непослушная, она… ну, много поводов, почему ее не любить», — Господь ответит: «Разговор между Мной и тобой. А с ней разговор — это с ней разговор, а тебе именно Я заповедал любить».

Трудно подобрать слова, чтобы человек ощутил первозданное свое призвание, ощутил себя человеком, призванным в славу Божью, в то, чтобы быть свободным от обид, от всего вообще, что делает человека уродом. И Иоанн Лествичник — замечательный этому всему пример. Поэтому надо его книжку читать, надо Церковь слушаться, надо Самого Христа Бога слушаться. Глядишь, не то, чтобы без поблажек к себе относиться начнем, а просто правду увидим. И да поможет нам в этом Господь!