Храм рождества христова
В чем будет заключаться Страшный суд

Евангелие от Матфея, глава 25, стихи 31–46
 Сретение Господне. о Страшном суде

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую. Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне. Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня. Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в мýку вечную, а праведники в жизнь вечную.


Евангелие от Луки, глава 2, стихи 22–40

А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу, – да откроются помышления многих сердец. Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Есть такая поговорка: «Труднее всего человеку ждать и догонять». Долгое ожидание изматывает душу. Дети, например, если им пообещали какой-то праздник или угощение, ждать не могут: им кажется, что это должно произойти прямо сейчас. Бесполезно объяснять, например, так: «Еще час подожди — и гости придут» или «Через часок поедем в гости». Как правило, дети, как только им это сказали, тут же норовят одеться и этот час будут только и делать, что ныть: «Поехали, поехали!»

Это для старших очень показательный пример: всем нам Господь пообещал спасение, и мы, как малые дети, услышав эти слова, сразу говорим: «Ну и где оно?»

Симеон Богоприимец

Симеон Богоприимец, которого мы сегодня можем созерцать в церкви, явился изображением того, как долго израильский народ ждал и не получал обещанного, начиная с Авраама, который ждал до старости обещанного ему сына, а уж то самое спасение, которое предсказал Господь, вообще увидеть не смог.

Имеет смысл вспомнить эту историю, ее длину. Пророчествовали о спасении и Давид, и Моисей, и Исайя, и Даниил. Сколько было удивительных пророков в народе, сколько поколений прошло! Не один десяток поколений. И сказать слова о том, что пророчество исполнилось, Господь приготовил простого человека, про которого мы знаем очень мало.

Мы знаем, что Симеон был Духом Святым приведен в храм. Что значат эти слова? Многие из нас ходят в храм, когда нашей душеньке это изволится. Вот не изволится нашей душеньке пойти в храм, покажется нашей душеньке, что есть другие какие-то важные дела, — и мы в храм не идем. Симеон же не жил по своей воле, он про себя сказал: «Я — раб Господень». Когда Господа Бога на руки взял, сказал: «Теперь Ты, Владыка, отпускаешь раба Твоего».

Почему Христос называет себя «камнем»? А потому, что поток человечества течет, наталкивается на Христа, как на камень, — и разделяется.

Чью волю творит раб? Волю господина своего, хочет он или не хочет, есть настроение или нет настроения, есть здоровье или нет здоровья: просто есть повеленное — и надо исполнять. Однажды Господь в Евангелии даже такую бытовую картинку нарисовал, чтобы научить нас быть рабами Господними. Он говорит: «Представь, что ты господин, и у тебя есть слуга, который вечером пришел с поля. Неужели этому слуге дадут спокойно поесть? Нет. Ему господин скажет: “О, пришел? Давай, накрой мне на стол, а потом ешь сам”». Господь поясняет эту ситуацию, спрашивая: «Получит ли тот раб похвалу от господина своего, что так сотворил? Не думаю. И вам советую: когда вы все исполните, не думайте про себя чего-нибудь другого, кроме того, что мы рабы недостойные»[1].

Это очень непонятное состояние, потому что мы с детства приучены к тому, что «рабы — не мы», а Церковь пытается открыть нам глаза на то, насколько статус раба Господня превышает вообще все остальное.

Симеон, раб Господень, исполняя то, что ему велит Святой Дух, в храм ходит постоянно, и вот оказывается, что ни Давиду-царю, ни Исайе-пророку, ни Моисею, а ему, рабу Господню, будет дано не только исполнение пророчества увидеть, а своими руками ощутить, что обещанный Спаситель мира родился!

Это чтобы мы знали наперед, как бывает учтена в очах Господних верность служению, когда человек свою волю отвергает, просто выкидывает ее в окошко: «Мало ли чего мне хочется».

Симеон — не такой человек, как мы. Для него, например, смерть — это приобретение. Он имеет право благословить Богородицу и Иосифа-Обручника. Он Деве Марии говорит, что Тот, Кого Она держит на руках, явится знаменем пререкаемым, явится «камнем».

Почему Христос называет себя «камнем»? А потому, что поток человечества течет, наталкивается на Христа, как на камень, — и разделяется. Маленький поток, натолкнувшись на этот камень, течет в Царствие Небесное, больший поток от этого камня уходит в погибель, потому что люди не хотят выбрать то, что им предложено: им это очень неудобно.

Как происходит это разделение, сегодня еще мы читали в Евангелии — о Страшном Суде, когда Господь разделит людей на овец и козлищ. Господь очень просто определяет, кто овца, а кто козлище. Перечислил Господь все основные нужды человеческие: холод, голод, бездомность, болезнь и тюрьма. Есть такие люди, которые, когда видят холодного, голодного, бездомного и заключенного, думают: «По заслугам получил. Не гадил бы людям —не сидел бы в тюрьме». Есть такие совсем редкие люди, которые видят человека, который по заслугам получил, который гадости делал — и жалеют его, поступают по отношению к нему так, как будто это Сам Христос: спешат ему что-то уделить: «Он воровал, сел в тюрьму, но ему сейчас хуже, чем мне. Дай-ка я ему соберу посылочку и пошлю». Это не очень удобно, потому что надо тратить время, деньги, но ему же хуже, чем мне! Это состояние трудно описать. Симеон для того и изображен перед нашими глазами, чтобы мы увидели человека не от мира сего, человека не такого, как мы. И Господь говорит: «Только таких есть Царствие Небесное».

Вообще-то здесь и еще большее поучение. Здесь вот о чем идет речь. Господь показывает, что ему хотелось бы быть воспринятым каждым человеком, его сердечным усилием, и не только воспринятым, а еще и переданным кому-то.

Дева Мария восприняла Слово Божье, воплотила, передает на руки Симеону-старцу. Он подержал-подержал Младенца и отдал обратно. Как это можно воспроизвести в нашей жизни?

У священников во время богослужения сохранен такой замечательный обычай. Прежде чем причащаться, уже взяв в руки Тело Христово, они обращаются друг ко другу, начиная от старших к младшим. Старший младшему говорит: «Христос посреди нас», а младший отвечает: «И есть, и будет». В древности чин Причастия был именно таким: каждый из мирян мог Тело Христово брать в руки. Зачем это нужно? Христос хочет быть присутствующим между людьми. Например, между мужем и женой, между родителями и детьми, между братьями и сестрами. Если бы Христос присутствовал между русским народом и украинским народом, они бы друг в друга не стреляли.

Чтобы Христос присутствовал среди нас, мы и ходим в церковь. Хорошо бы знать и помнить это.

Станет муж проявлять недовольство своей женой (справедливое недовольство: посуду не помыла или не послушала его, не то приготовила, еще как-нибудь себя нескладно повела), а она возьмет и найдет в себе силы произнести: «Христос посреди нас». Так же, как это, например, произносил Симеон, когда он Христа Бога воспринял на свои руки, когда он радовался тому, что ему, последнему рабу Господню, Господь дался в объятья, и такие слова сказал, вдохновил нас. Глядишь, семейного скандала и не произойдет.

Людям свойственно перетягивать любое одеяло на себя. Священникам чаще всего доводится видеть, как мужья с женами друг на друга жалуются. Муж говорит: «По Закону Божьему жена должна меня слушаться», а жена говорит: «По Закону Божьему муж должен меня любить». «Ты меня не любишь — я тебя не слушаюсь». — «Нет, это я тебя не люблю, потому что ты меня не слушаешься!» И начинается… Никто не найдет в себе силы сказать: «А где Христос, Которого мы перетягиваем?» Точнее, не Его уже, а Его одежду — этот Закон Божий, в который облекается правда Божья. Каждый напяливает его на себя, а Христа раздели! И Он стоит сирый, бедный, брошенный, забытый, никому не нужный… Всем нужна только от Него какая-то доля правды, а Он Сам — не нужен...

Страшно состояние человеческого сердца, когда Закон Божий нужен, а сам Бог не нужен! Это такой всем нам приготовленный Страшный суд. Нам кажется, что суд — это разбирательство по закону. Нет, это не так. Как еще яснее объяснить, в чем будет заключаться суд? Христос предстанет каждому из нас и скажет: «Вот Я. Я тебе был нужен? Если бы Я тебе был нужен, ты бы не пропустил человека голодного, больного. У тебя заболел родственник — ты к нему побежал бы, потому что ты боялся бы упустить встречу со Мной. А ты откладывал и откладывал эту встречу, у тебя были другие более важные дела».

Опять и опять полезно вспомнить, сколько ждал Симеон: Церковь говорит, что он ждал больше трехсот лет. В лице Симеона воплотилось все ожидание Израиля. Он был человеком, ожидающим утешения Израилева. Утешение Израилево — это сам Христос, Который пришел и воплотился.

Сегодняшний воскресный день так замечательно совпал с праздником Сретения Господня и с неделей о Страшном суде, чтобы мы понимали, что все это одно и то же событие. Там Господь говорит: «Разделю овец и козлищ». Здесь Симеон говорит Деве Марии: «Разделится человеческий род». Замечательно сказано: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих» (Лк. 2:34). Одни восстанут из грехов своих, а другие упадут еще глубже.

Причем способом ускорения этого падения становится, как ни странно, именно Закон Божий. Что делают политики, что делают все вруны, что делают все люди друг перед другом? Они пытаются оправдать свои поступки по разным законам, по кодексу Российской Федерации, а кто-то даже Евангелие берет как закон и начинает, перелистывая страницы, говорить: «А вот, а вот». Нет тут «вот»! Здесь есть Христос. Если ты Его не видишь, если ты Ему не служишь, если для тебя ближний не является таким моментом истины — ты слепой, тебе даже ничего не объяснишь.

Уймется каждый из нас, перестанет доказывать свою правду и представит: «Здесь, между мной и тем человеком, с которым я собирался враждовать, которому я пытаюсь что-то доказать, Сам Бог присутствует», — сразу возникнут другие чувства, слова.

Конечно, чтобы так открылись глаза, нужно, чтобы с человеческой душой произошли большие перемены, чтобы она как-то и сама пострадала: ведь сытый голодного не разумеет. Господь пошлет испытания, и когда почувствуешь на себе, каково быть битым, твоя окаянная натура начнет смягчаться. Глядишь, сможешь и к другому отнестись как-то иначе: защитить, найти способ мирно с ним общаться. Это очень трудно, потому что непонятно: этот ближний обидчик, который все делает не так! — а его можно любить.

Тут просто кончаются все слова, и остается только церковная возможность посмотреть, как это бывает, как церковь воспитывает людей вроде Симеона Богоприимца. Из года в год что-то с человеком происходит здесь — и он становится другим.

Господь приглашает нас к этим встречам, к этой работе, к этому возделыванию своей души. И Симеон Богоприимец является удивительным образцом для нас. Полезно на него посмотреть и этот праздник в храме вместе с ним пережить. Спаси всех Господь!



[1] Вольный пересказ Евангелия, см.: Лк. 17:5–10.