Храм рождества христова

 О том, как не выставить Бога за порог


Евангелие от Луки, глава 13, стихи 10–17
   Евангелие от Иоанна, глава 1, стихи 35–51

Неделя 28 по Пятидесятнице, апостола Андрея Первозванного
Евангелие от Луки, глава 13, стихи 10–17

В одной из синагог учил Он в субботу. Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться. Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: «Женщина! ты освобождаешься от недуга твоего». И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога. При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: «Есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний». Господь сказал ему в ответ: «Лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить? Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.

Евангелие от Иоанна, глава 1, стихи 35–51

На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: «Вот Агнец Божий». Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: «Что вам надобно?» Они сказали Ему: «Равви́, — что значит: учитель, — где живешь?» Говорит им: «Пойдите и увидите». Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа. Один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона и говорит ему: «Мы нашли Мессию, что значит: Христос»; и привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: «Ты — Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)». На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: «Иди за Мною». Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета». Но Нафанаил сказал ему: «Из Назарета может ли быть что доброе?» Филипп говорит ему: «Пойди и посмотри». Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства». Нафанаил говорит Ему: «Почему Ты знаешь меня?» Иисус сказал ему в ответ: «Прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя». Нафанаил отвечал Ему: «Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев». Иисус сказал ему в ответ: «Ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего». И говорит ему: «Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому».


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В день памяти святого апостола Андрея мы прочитали отрывок из Евангелия, в котором описано, как Господь призвал и Андрея, и Петра, и Нафанаила, и многих апостолов, хотя память у нас сегодня только одного из них. Так вот уж само Евангелие подчеркивает, что когда Господь призывает одного, то это значит, что он призывает всех; и когда он обращается ко всем, это значит, что он обращается к каждому наедине. Вот такой у Него удивительный способ общения с нами!

А у нас способ общения с Богом не таков. Мы все время норовим скрыться в толпе. Мы все время хотим оказаться не один на один, не перед лицом Божиим, а всегда чтобы кто-то стоял впереди нас. Даже человеку кажется, что в этом проявляется его подлинное смирение.

В храме это особенно заметно. Храм составляет из себя некое такое пространство, некую, если хотите, чашу, в которой может поместиться народ Божий и Сам Христос. И когда люди попадают в эту Чашу божественную, они спешат размазаться по стенкам, они боятся оказаться в центре. Ну, страшно! Чего это я выйду на середину храма?! Страшно, понятно. Но вот в центре храма Сам Господь.

Плохо слышно клирос? Встань прямо к нему. Хочешь быть поближе к Причастию? Встань прямо здесь. Вот когда проповедь начинает священник говорить, все-таки подходят: «Наверно, надо послушать, что он там будет вещать». А вообще-то это состояние должно быть у человека по отношению к Богу всегда.

Господь это состояние описал, знаете какой евангельской фразой? Его ученики спросили, где и как произойдет конец света. Ну, как — он рассказал, они спрашивают: «Где?» Он говорит: «Там, где тело, там соберутся и орлы» [1]. То есть орлам, которые ищут себе добычи, не надо объяснять, где их добыча: они сами ее видят и сами туда летят. И вот Господь хотел бы, чтобы мы все, собираясь здесь в храме, не то чтобы друг друга отталкивали от центра, а чтобы норовили в этом центре оказаться. Что значит — оказаться в том самом центре, где Господь и где Он с нами встречается? Это значит, перевернуть всю свою жизнь. И вот именно к этому перевороту люди не готовы.

Вот сегодня мы читаем в Евангелии, как Господь пришел в синагогу, увидел женщину сгорбленную. Она была в этом недуге не один год. Она в этом недуге пребывала 18 лет. Господь ее специально позвал и сказал при всех: «Женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога».

Синагога — это такое место, где евреи собирались, чтобы почтить день субботний. У евреев был строгий запрет: не совершать никаких богослужений нигде, кроме как в Иерусалиме. Потому что так лукаво человек устроен, что он может себе изобрести какого-нибудь личного, собственного божка. Это тот самый божок, про которого люди говорят: «Бог всегда со мной. Бог во мне. Я в храм не хожу…» — и дальше можно поставить конечную точно формулирующую фразу: «У меня свой карманный Бог. Вот когда мне нужно, я его из кармана достану, где мне нужно, и к нему обращусь. А то, что там всех собирают где-то в храме, ну, это массовка, это формальность. У меня он свой».

Так вот, чтобы не повадно было людям изобретать «свово» такого бога, удобного для меня, Моисей когда-то запретил совершать богослужение где-либо, кроме Иерусалима. Там один храм. Только там обитает невидимый Бог. Ну а евреи были рассеяны по всему лицу земли, и вернуться в Иерусалим им было невозможно, и они завели традицию: надо же день субботний как-то почитать. Они завели традицию собираться вместе, и даже для этого строили особые здания. Но эти здания никогда не мыслились как храмы. Они так и назывались «синагоги», т.е. собрания: место, где мы соберемся, где мы погрустим о том, что мы от храма далеко, где мы, конечно, совершать богослужение не вправе, но где мы можем почитать Священное Писание, порассуждать о нем и тем самым почтить субботу. Упраздниться от своих дел и побывать в некотором покое, в некотором общении через чтение Священного Писания с Богом.

Да, Господи, я Тебя уже разглядел, я в Тебя уже верю. Но знаешь что? Подожди еще вон там, за дверью моей квартиры, моего дома, моей души, моей жизни. Подожди еще там. Когда мне будет надо, я Тебя впущу

Когда евреи даже и вернулись уже из своих мест изгнания, поселились около Иерусалима, все равно до Иерусалима день пути, два дня пути… И эту традицию устроения синагог они принесли в Землю Обетованную, и вот по этим синагогам Господь ходил. Тот Самый Господь, который освятил субботу, Тот Самый Господь, Который в этой субботе, в этом седьмом дне пребывает, — в дне особой милости.

И вот Законодатель этой милости приходит и проявляет Свою милость к какому-то человеку, которого Он избрал, которого Он считает достойным в этот день эту милость получить. Здесь присутствуют разные другие люди, в том числе начальник синагоги. Он негодует, но прямо Иисусу ничего не говорит, а собравшимся людям, которые смотрят, удивляются тому, что женщина распрямилась и прославляет Бога, — вот он им говорит: «Чего пришли? Чего уставились? Вообще в другие дни надо приходить исцеляться от своих недугов. Сейчас вы должны меня слушать! Я вам буду вещать сейчас слова Божии, а вы тут, понимаешь ли, уши развесили, на кого-то смотрите, не делом заняты. Шесть дней приходите исцеляться от своих недугов, а не в день субботний!»

Что происходит с этим человеком? Он оказался в эпицентре Богообщения. Господь предстал перед ним и на его глазах исцелил человека. У него есть возможность сказать: «Слава Тебе, Господи, что Ты, наконец, пришел!» Но это же значит перевернуть всю свою жизнь! Это значит отказаться от своего начальства в этой синагоге, это значит ее бросить, это значит теперь за этим Богом, Который пришел и Который есть начальник субботы, пойти, уподобиться апостолам… Они вон свои неводы-то побросали, и ему предстоит свой невод бросить — вот эту синагогу свою. Но это же невозможно! Это ж тяжело.

Поэтому ему Господь и говорит: «Ты лицемер». Ты только делаешь вид, что тебе Бог нужен и что ты за заповеди Божии ратуешь. На самом деле ты уже давно размазан по стенкам этого сосуда, тебя уже давно пора вытереть, как грязь, потому что если ты начальник синагоги, ты должен первый был увидеть, Кто пришел. Ты ж Священное Писание лучше других знаешь, ты же любишь его другим пересказывать, толковать. А тут уже хватит толковать, уже не нужны толкования, а Господь Сам пришел, Сам все делает, Сам толкует. Тебе нужно упраздниться. А упраздниться человеку труднее всего.

И это происходит даже с нами со всеми. Мы, встретившись с Богом, не торопимся переворачивать свою жизнь. Мы все время к Богу относимся так: «Да, Господи, я Тебя уже разглядел, я в Тебя уже верю. Но знаешь что? Подожди еще вон там, за дверью моей квартиры, моего дома, моей души, моей жизни. Подожди еще там. Когда мне будет надо, я Тебя впущу».

Самый распространенный пример. Люди уже вроде поверили в Бога. Семейные люди. Их спрашиваешь: «А вы венчаные супруги?» Они говорят: «Нет, мы еще до этого не дозрели». Замечательно. А что значит «не дозрели»? Это вот что значит. Брак устроил Господь. Брак — это когда Господь берет и вот к Себе как к Центру притягивает жениха и невесту, и говорит: «Вы теперь во Мне одно целое. Без Меня вы просто мужчина и женщина, а со Мной и во Мне вы — муж и жена. Без Меня этот союз не может произойти, без Меня он ничего не значит. Я вот так установил, я вас для этого создал». И люди говорят: «О, ну мы, конечно же, уже в тебя, Господи, верим, но мы еще подождем. Еще Ты побудь вне нашего брака, а то вдруг мы поругаемся и разбежимся. И что тогда?..»

И вот потом к этому выставленному за пределы своей семьи Богу люди начинают обращаться: «Ой, у нас дети болеют: Господи, помоги»; «Ой, а у нас детей вообще нет: ну-ка, Господи, опять помоги».

Ну вы сперва впустите Бога в дом! Так, чтобы Он пришел сюда не как слуга или как исполнитель ваших желаний, а как Бог. Вот чтобы Он пришел, и чтоб вы сказали: «Господи, мы без тебя уже ни мужем и женой быть не можем, ни вообще шагу ступить не можем, потому что мы, наконец, признали, что Ты Творец Неба и Земли».

Вот это еще знаете, как проявляется? Все верующие люди считают, что если их молитва услышана, если они Богу угодили, то у них в жизни все должно быть более или менее хорошо. Это вот такой признак того, что Бог есть, и того, что я в Него верую. Вот я попросил — и ребенок исцелился, моя операция прошла успешно, и мои торговые или бизнес-дела совершились хорошо. И это человека утешает, он в этом испытывает приближение Бога к нему.

Это, конечно, так. Но вы знаете, на самом деле вот что происходит: мы очень остро и очень ясно чувствуем, что Бог сделал для нас, а вот то, насколько Он Сам от нас близок и далек, мы чувствуем не остро. Цель нашей жизни составляет не то, чтобы «Вот я, а вот Бог: мы вместе, и я ощущаю Его». Вчера мы в Евангелии читали: Господь воскресший апостолам говорит: «Осяжите Меня. Ну потрогайте, ну убедитесь, что я к вам наконец-таки пришел»[2]. Вот этого люди не ищут. Люди на самом деле не понимают, что такое суббота. Вот эта вот суббота блаженная, в которую надо дела не делать, Богу ее посвятить, — это день встречи с Ним. И этот день может наступить всегда, когда человеку это надо, вот именно это. А человеку именно это как раз и не надо. Человек не ощущает вообще всю свою жизнь как пустой сосуд, лишенный богообщения. И цель в жизни не ставит себе такую, чтобы это богообщение вернуть себе. Человек ставит множество других целей.

И поэтому вот так человек и говорит: «Вот я в храме стою, Богу молюсь — и мне скучно». Конечно. Тебе Бог-то не нужен! Тебе вот нужен, например, жених, или невеста тебе нужна, или детки тебе нужны, или внуки тебе нужны. Сладость того, как взять на ручки внука: какой он мягонький, как он гулит, как он слюни пускает, как он на ножки встал, как он ручкой потянулся, — вот сладость этого ты ощущаешь. Когда у тебя этого нет, ты горько плачешь. А вот сладость того, что Господь к тебе прикоснется или ты к Нему, эта сладость тебе как-то не знакома. Ты когда открываешь молитвослов, ты, наверное, не этого ищешь.

Вот это явление благодати, явление Бога Самого по Себе, безотносительно того, есть у меня жених — нет у меня жениха, есть у меня дети — нет у меня детей, густо у меня в кошельке или пусто, болит у меня в боку или не болит, — а вот само это… это как-то от людей улетает, как-то вот люди на это не настроены. Понятно, это очень трудно ощутить, потому что очень мы телесные, очень мы плотяные, очень мы душевные. Вот телесный голод мы ощущаем очень быстро. Пять часов человек не поест — и ему уже хочется съесть чего-нибудь. А вот если человек пять часов не вспоминал Бога — он не испытывает чувства голода. Вот чтобы он это чувство голода испытал, что-то такое должно произойти непонятное…

И вот раз это как-то забрезжило на горизонте нашего сознания и раз наше сердце Господь верой как-то просветил, нам нужно самих себя уже усилием воли возвращать к главному Центру вообще жизни, — ко Христу Богу, к тому, чтобы Он не был выставлен из моего сердца.

Есть к этому простые практические шаги. Вот каждый бы сейчас крещеный человек задал бы себе такой вопрос: «Как мне Бога впустить в мою жизнь? Вот я не венчан со своей женой. И я еще это буду откладывать?! Интересно: мне Бог нужен или не нужен? Я что, там, пытаюсь в чем-то убедиться, удостовериться? А не подведет ли меня моя жена? А не подведу ли я ее? Не позарюсь ли я на другую? А не разведут ли нас какие-то обстоятельства?»

О чем ты думаешь? Тебе Бог нужен? Ты уже живешь супружески. Если ты Бога признал — признай, пригласи его, скажи: «Господи, соедини нас!».

И так во всем остальном. Сперва такие движения понятные, законом церковным прописанные. Но это ведь только начало пути — исполнять понятные и церковью прописанные заповеди. А потом начинается более тонкая работа человека над самим собой. «Вот я венчался. Вот я каждое воскресенье в церковь хожу. Вот я то-то и это делаю. Господи, где Ты?»

Ага! Аукаешься с Богом? Перекликаешься? Ну давай дальше смотреть: что такое в твоей душе препятствует тому, чтобы Господь в ней был? Насколько ты этого желаешь, и что препятствует? Это станет главным вопросом нашей жизни, тогда мы исполним главное. Об этом главном Господь когда-то сказал через Премудрого Соломона: «Дай мне, сыне, твое сердце!»[3] Сердце отдать Богу — это значит сердцем обрести Бога. И да поможет нам в этом Сам Господь по молитвам святого апостола Андрея Первозванного. Аминь.



[1] Евангелие от Луки, глава 17, стих 37.

[2] Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: «Мир вам». Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа. Но Он сказал им: «Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотри́те; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня». И, сказав это, показал им руки и ноги (Евангелие от Луки, глава 24, стихи 36–40).

[3] Книга Притчей Соломоновых, глава 23, стих 26.