Храм рождества христова
Как найти и не растерять Божию Благодать

Евангелие от Матфея, глава 3, стихи 13–17
 Неделя по Рождестве Христовом. Праведных Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня по плоти

Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его. И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Наступает день церковного праздника, и значит наступает день для особенного человеческого труда. И, в общем-то, люди готовы принять некоторый особенный, из ряда вон выходящий труд. Ну, например, те люди, которые считают себя верующими, но не очень трудятся для Бога, не ходят в храм, в праздник для себя решают: «Нет, сегодня все-таки пойду».

И чтобы человеку легко было на такое дело решиться, в Церкви устроено множество дополнительных поводов. Вот в обычный день воскресный человек не ходил, а в Крещение Господне пойдет почему? Потому что ему предложен дополнительный повод: «Воды наберёшь». И человек с радостью на это соглашается. Потом в любой другой праздник тоже какой-то дополнительный повод будет: на Преображение яблочки осветит, на Троицу — венички, на Пасху — куличики… И вот люди часто считают, что этот дополнительный труд, который они для Бога предприняли, необходим и достаточен. Очень наивно так полагать, потому что Господь желает, чтобы мы трудились постоянно, а уж на праздники трудились особо, чтобы уразуметь смысл происходящего.

Если мы посмотрим внимательно, то вот сегодня у нас, в Крещение Господне, в Евангелии, в тех церковных песнопениях, которые мы слышим, мало говорится о воде. Если говорится, то такими странными словами: «море виде и побеже, Иордан возвратися вспять…». Таких слов, что святая вода — это главное, нет. Конечно, когда на воду пойдем, будут там слова и про воду, но Церковь желает, чтобы мы обратили свое внимание на что-то ещё, кроме воды.

kreschenie.jpg

Кто вчера на вечерней службе был, тот мог услышать, что Церковь большое внимание уделяет, например, такой подробности (мы это и на иконах изображаем, и в песнопениях — в каноне, например, об этом часто говорилось): Христос приходит на реку Иордан и обнажается, снимает с себя одежду, и вот, наверное, именно в этот момент Иоанн Креститель его останавливал и говорил: «Подожди-подожди! Ну это люди — грешные, их надо раздеть, отмыть, но Ты-то Другой!» А Господь, как и всякий грешный человек, обнажается, в реку Иордан вступает, говорит при этом Иоанну: «Так надо нам исполнить». Нам! И про Себя говорит, и про Иоанна, и, в общем-то, каждому из нас говорит: «Так нам надо исполнить всякую правду». И вот именно после того, как Господь, не будучи грязным, не будучи грешным, не нуждаясь в очищении, претерпел над собой всё это — вот тогда разверзлись небеса, и сошел Дух Святой в виде голубя. Тогда людям было открыто — тем, конечно, кто хотел и мог это уразуметь, — что Он, Один из Святой Троицы, являет Себя как Человек в полном смирении, и это Его полное смирение есть необходимое проявление его Божественного достоинства.

Что человек обычно считает правдой? Правда — это «Если я не виноват, то нечего меня винить!». Вот человек так любит оправдываться.

...когда мы за свою праведность боремся в быту, мы не замечаем, как Дух Божий от нас улетает.

Правда Божия — не в этом. Христос Бог ни в чем не виноват, а ведет Себя, как будто во всём виноват! Как-то такие законы христианские никак людям в ум не войдут, а это — поважнее святой воды! То, что Христос пришёл, людям послужил, всячески их облагодетельствовал, кормил, учил, мёртвых воскрешал, а они Его за это обругали — так зачем же он это всё делал? Чтобы ты, если ты хочешь спасаться, понимал: вот ты сделал доброе дело. Если тебя за него не обругают — ты идёшь каким-то другим путём, не тем, каким шёл Христос! А Его не только обругали, а еще и убили. А Он воскрес.

Увидеть смирение Божие и начать ему подражать — очень важно. Не для того чтобы нас обругали, в этом нет цели, а для того, чтобы Правду Божию узнать, чтобы благоволение Божие на нас явилось. Потому что когда мы за свою праведность боремся в быту, мы не замечаем, как Дух Божий от нас улетает.

Не только в Евангелии, но и в жизни святых есть поразительные примеры, как святые приобретали и как они удерживали Святаго Духа. Самый понятный, очень наглядный пример: Серафима Саровского побили до смерти ни за что ни про что, этих бандитов поймали, по правде их надо хорошенько наказать. Он говорит: не надо, вот вы их будете наказывать, это будет ваша человеческая правда, а от меня Дух Святой отойдёт. Лучше мне быть калекой, но быть облечённым во Христа и купаться в благодати Святаго Духа. Лучше мне быть обиженным калекой, чем какая-то там справедливость восторжествует, а Дух Святой от меня отойдёт!

Вот он такой пример явил. Зачем нам такие ясные примеры? Мы не Серафим Саровский, но и нам Господь, как Иоанну, говорит: «Нам с тобой надлежит исполнить всякую правду. Я исполняю правду, смиряюсь как Человек, терплю то, что как Бог не должен терпеть, и это такое дело важное, мы с тобой вместе будем это делать». Иоанну Крестителю довелось много потерпеть и пострадать, нам такая высота не по плечу. Но и нам надо в своей жизни расти! Вот ребёнок и родитель, муж и жена… Можно, конечно, доказывать: «Ты должна меня слушаться». А она ещё чего-нибудь будет доказывать. Но уже же пробовали! Вот доказывают, доказывают, доказывают, а потом хвать — где благодать Святаго Духа? Нет! Пусто. Вроде бы муж жену должен любить, а вот обдоказывался ей чего-то — и любви нет.

Мы сегодня что празднуем? Мы празднуем, что Дух Божий явился, Отец о Сыне засвидетельствовал и Сын красоту Божества в смирении явил. И это Его смирение является абсолютным тождеством Его величия. Изображают Христа раздетым человеком, спускающимся в воду, а понимаем и видим всю Его славу: что не Он очищается в этой воде, а Он всё очищает! И хочет каждого из нас на эту высоту поднять. На такую высоту, которая уму человеческому непонятна. Наш человеческий ум не понимает: «Как это так — терпеть, прощать, смиряться?! Это же случится полный беспорядок на земле!» В общем-то, случится. То, что Христа распяли, — это что, порядок, что ли? Это полнейший беспорядок. Но только через это какой-то наметился на земле порядок, хоть что-то люди начали понимать. Как сотник Лонгин, который Спасителя на кресте пронзил копьём, был грубым воякой, а потом в человека стал превращаться.

Господь устраивает свой Божественный порядок на земле удивительным способом. И праздник Крещения Господня для того и нужен, чтобы люди этому поучились.

Людям это не надо. Вот вчера освящали воду. Говорить «Не толкайтесь у воды» бесполезно. Человек не понимает, что если он встанет в конец очереди и постоит, то приобретёт больше, чем если бы он подлез вперед — и наконец-то ему налилась полная бадья. Не понимает никто! Даже те, кто в храм ходит. Надо турникеты выстраивать, мужиков ставить, чтобы они «не пущали», чтобы «выдавали в одно окошко». Вот так оставишь купель — обступят, облепят и будут толкаться.

Сейчас на родник пойдём — то же самое будет. Знаете, у нас проблема большая на роднике: у нас там сейчас всего в одну струйку теперь вода течёт. Там было раньше три трубы, можно было хоть троим сразу набрать, а теперь вообще одна и течёт, между прочим, еле-еле. Вот дойти туда, оттуда крестным ходом вернуться в храм, Бога поблагодарить, Крест поцеловать, а потом пойти воду набирать — я не знаю, кто так сделает. Вот туда пойдёт крестный ход, а обратно вернутся только те, кому, наверное, Благодать нужна, а кому вода нужна — будут её там набирать.

Ну и Господь что сделает? Он вот этих вот жадных до воды людей пожалеет. Эта вода, которую они брали с усилием таким, у них не будет портиться целый год, может быть, два, может быть, три, и когда они будут болеть, они будут эту водичку пить, и Господь будет им помогать. Потому что Господь жалеет нас, бестолковых, безблагодатных…

Нет у тебя понятия, что Троица является, нет у тебя желания к Причастию прийти, нет у тебя желания в Благодать Божию окунуться! Есть желание в воду окунуться… Ну и то хорошо! В прочие воскресные праздничные дни тебе как-то было не до Бога, а теперь ради Бога и воды ты пришёл. Вот здорово будет, когда ты будешь приходить просто ради Бога Самого! Не ради Бога и воды, а просто ради Бога Самого! Не ради Бога и крашеных яиц, не ради Бога и веников, не ради Бога и яблок, не ради Бога и мёда, а просто — ради Бога Самого. Когда тебе это станет надо, тогда ты начнешь превращаться в христианина.

Ну, а пока — хотя бы водой тебя омывать… А превращаться в христианина — это, конечно, дело такое кровопролитное, по пути Христа идти тяжело. Но, как это ни странно, всегда находятся люди, которым именно это и надо.

Вот болею — прихожу в храм: «Господи, исцели меня от болезни! Батюшка, что же я так долго болею?» Человек болеет, болеет, а потом в какой-то момент может случиться такое, что человек вдруг поймёт: «Мне ведь не здоровье надо, мне ведь Благодать Божия нужна!» Ну, дал тебе Господь здоровья еще на год или еще на пять, а потом — всё равно болеть, все равно помирать. Без Благодати болеть — это можно в петлю залезть. С Благодатью же Божией, как Апостол Павел говорит, «Всё могу в укрепляющем меня Христе»![1]

Что значит «Всё могу»? Это надо с языка апостола Павла на наш язык перевести: могу утром и вечером встать помолиться, могу этих родственников терпеть, любить, прощать, могу вообще всё остальное преодолевать. Не я могу, а Благодать Божия, которая удивительным образом меня на ноги поднимает, и уже человек чувствует: «Меня уже нет. Что я такое? Кусок больного тела и комок гнилых нервов». Всякий человек, стареет, устает. Очень полезно понять: если тебя раздеть от всего — от твоих чинов, от той одёжки, которую ты носишь (ведь одёжка для нас очень много значит!) — что от тебя останется? Человек обязательно у себя дома вешает зеркало, не потому, чтобы проверить, не заспанные ли у него глаза (и это, конечно, он проверяет), а он смотрит: «Как я выгляжу? А вот это мне идёт или не идёт? Вот одену побогаче что-то — уже по-другому себя чувствую!» Если тебя от всего то этого разоблачить и оставить тебя такого, какой ты есть, — кусок больного тела и комок гнилых нервов — вот что ты есть. А Господь ради того, чтобы из тебя сделать человека, тоже претерпевал такое снисхождение, обнажение, омовение. Всё это претерпел — и оказалось, что проявил такое достоинство! И нам, гнилым, тленным, Господь хочет вот это всё дать. Но только это Его богатство. А от нас — понимание того, кто мы есть.

Господь обнажается в реке Иордан — и ты, человек, приходи, обнажайся, давай-ка доставай из себя свои грехи. Вот тебе было неудобно, стыдно, ты о себе что-то думал… но для того и праздник, чтобы ты до своего нутра докопался, его раскрыл, Богу принёс, а Господь чтобы из тебя сделал человека. Праздник Крещения Господня — для того, чтобы люди в грехах каялись.

А вода — это, конечно, здорово. Вот так обнажил свою душу, омыл её Благодатью Божией, и в изображение этого ещё святой водой умылся, попил или окропили тебя, — и вот весь твой состав — и изнутри, и снаружи — очистился на этот момент! Вот это — праздник!

Поэтому будем ко Христу Богу приходить ради того, чтобы потрудиться, а не только ножками потопать до источника и водички набрать, а потом эту тяжесть до дома донести, но чтобы наполниться Благодатью Божией. Спаси всех Господь!



[1] Послание к Филиппийцам, глава 4, стих 13.