Храм рождества христова
Феномен русской святости

Евангелие от Матфея, 4:18-23
 О призвании русского народа. О новомучениках

Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним. Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним. И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.


Евангелие от Матфея, 4:25, 5:1-12

И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана. Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.


Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня Церковь празднует память всех русских святых, объединяя в это сообщество не только тех, кто славяне по крови, но присоединяя к всероссийскому собору очень много других национальных церквей и национальных святых. Те, кто вчера сумел быть на вечерней службе, может быть, слышали, как мы начинаем вспоминать наших святых начиная с III века, ещё с тех крымских гóтов, которые приняли христианство. Потом эти земли постепенно вошли в территорию Российской империи. Но самое интересное, что русская церковь начинает перечислять тех святых, кого она считает своими, ещё и до того: Илью-пророка, например, русские люди считают своим святым. Я много раз рассказывал анекдот (теперь его тоже можно вспомнить) о том, что всякий человек, близко воспринимающий Христа, считает, что Христос именно ко мне, именно к моему народу пришёл. И мне вот такие простые бабушки говорят: «Пришёл Господь Бог к еврейскому народу. А вот если бы пришёл к русскому народу — ой бы мы сраму натерпелись!» То есть в том смысле, что должны были бы соответствовать такому гостю, а не получается. И другая бабушка уже на моей памяти говорила, что Христос — он же был русский человек. Ей было совершенно непонятно, что Христос по крови был еврей. И она даже для себя придумала богословие, что он, конечно, был еврей, но потом Иван-Креститель крестил его в русскую веру. Это говорит о том, что народ Христа Бога принял всей душой. Не весь русский народ, и Христос приходил не только для русского народа, но исторический феномен российской святости сегодня надо попробовать окинуть взглядом.

Конечно, это необозримый феномен. Мы начинаем от Ильи-пророка через апостолов Андрея Первозванного, Симона Кананита, потому что Симон Кананит проповедовал до Кавказских гор, а Кавказ тоже вошёл в русскую орбиту. Потом и грузинские святые (а грузинский народ крестился раньше нас), и армянские святые, и множество, множество святых, вплоть до новомучеников, исповедников российских. Сонм огромный! Количество святых, которых дала русская земля, наверно, больше, чем дали какие-то другие народы. Мне доводилось слышать такое рассуждение, что греки прославляют своих из недавних времён подвижников, монахов, святителей, а у нас в России такого калибра подвижников столько, что если их всех прославлять, то никаких святцев не хватит. Церковь русская вынуждена брать для прославления самых отборных.

Может быть, здесь какие-то такие национальные мысли звучат, но, действительно, даже территориально видно, насколько русская церковь распространилась, как она и Японию затронула с её самурайскими краями. Ещё Китай остался непросвещённый, хотя и в Китае есть христианская миссия, и мученики свои есть, и из России всё это растёт. Так Господь устроил, что русскому народу довелось Христу Богу много послужить.

Русский человек — это такой человек, который особенно ставит перед собой определённую цель: «Я хочу достичь святости», — и идёт к этой цели

Поэтому, когда мы пытаемся вспоминать наших русских святых, нам нужно просто договориться о некоторых понятиях для просветления собственной головы. И понятия эти заключаются вот в чём. Русь имеет такое прозвище в истории — Святая Русь. Русский человек в своём тысячелетнем прошлом ставил для себя определённый идеал — стать святым.

Римлянин ставил для себя идеалы республики и считал, что это лучшая форма управления, это самая настоящая доблесть и вообще все остальные народы, если их присоединить к Римской республике, будут счастливы. И эти идеалы Римская империя несла. Но никакой римлянин не ставил перед собой, своим народом задачу — стать святым.

Британская империя тоже когда-то владела всеми морями и несла людям и просвещение, и развитие тех стран, которые были у неё колониями. Но никакой британец не говорил: «Цель моей жизни — стать святым». В национальную копилку это не вошло. Быть культурным обществом, быть владычицей морей — да, это Британия старается.

И потом были разные другие притязания на какую-то такую общемировую роль. И чем дальше, тем смешнее они выглядят.

Ну, было притязание Наполеона, что французская нация — самая достойная и ей должны служить все остальные народы. Потом такое притязание было у Гитлера. Потом было притязание у Сталина, причём не для всего народа. Гитлер хоть нацию пытался сделать своим союзником: «Мы, немцы, лучше всех!» А Сталин и того не хотел, он не говорил своим советским гражданам, что они лучше всех, он говорил: «Я лучше всех. Я отец народов. Я самый мудрый». Причём человеческая история устроена так, что каждое следующее такое большое притязание выглядит всё глупее, а люди всё усерднее верят в это. Современные притязания мировых звёзд на известность или каких-нибудь холдингов и фирм на какие-то свои монополии — чем дальше, тем глупее. И люди чем дальше, тем усерднее всему этому покоряются.

И в это время как раз очень полезно увидеть, а нам, церковным людям, нужно это усердно выучить и других учить: русский человек — это не тот, у кого чисто славянская кровь (таких не бывает); это не тот, кто вспомнил своё древнеславянское язычество (от язычества до святости вообще как от земли до неба, потому что у них там были жертвоприношения, и умыкание невест, и так далее). Русский человек — это такой человек, который особенно ставит перед собой определённую цель: «Я хочу достичь святости», — и идёт к этой цели. Русские люди к этой цели шли, прекрасно понимая, что эта цель недостижима для их слабых сил и что только в надежде на милость Божию это возможно. Поэтому у нас национальный герой — Иван-дурачок. Он прекрасно понимает, что есть высокие цели, но не ему, Ивану-дурачку, их достичь. И в жизни этого русского национального героя всегда происходит такое, что Господь его берёт за волосики и переносит к тем далёким целям, которые он вообще для себя не чаял, — так только проговаривал, надеялся и что-то для этого делал. Русский человек — это человек, который понимая свое недостоинство, свою немощь, не оставляет трудов на достижение именно этой цели. Все остальные цели у него вторые, третьи, пятые, десятые.

Вот примеры этой русской святости. Сегодня прочитал краткие жития двух новомучеников. Одного — священника из села Раменское, который был двенадцатым сыном в семье, просто честно служил в своём селе священником, у него было много детей. Пришла советская власть, начала теснить. Последнее притеснение заключалось в том, что половину его дома (не знаю, от родителей ли он ему достался или он сам построил его для своих детей) отняли в пользу начальника НКВД. Причём этот начальник был уже старый человек, он там жил со своей семьёй, со своими сыновьями, болел открытой формой туберкулёза, ходил по этому дому, который стал для них коммунальной квартирой, специально плевался кругом и говорил: «Это поповское отродье должно подохнуть». Священномученик его терпел, и детки были вынуждены терпеть[1].

И второго священномученика житие. Такая фотография — маститый священник, семья, дети-священники, внуки. И такая подробность, что после смерти старших сыновей вот этому многочадному пожилому священнику ещё 8 внуков осталось. Ему советская власть говорила: «Давай прекращай служить, а не то…» — ну, налогами притесняли, детям учиться не давали. «Ты, — говорит, — поп, уходи из церкви. Ты что, своих детей не жалеешь, что ли?» Он говорит: «Да нет, детей, конечно, жалею. Им, конечно, плохо оттого, что я поп, враг народа. Но из церкви никуда не уйду». То есть человек прекрасно понимал, что что-либо сделать с тем, чтобы ну хотя бы детям жилось хорошо, у него нет сил, нет никаких возможностей. И Господь так устроил, что эта препоганая советская власть теперь может над всем вот этим куражиться. Ну а деваться куда? Только терпеть.

До каких пор терпеть? Русский человек знает, до каких пор. Есть конкретный конец всем нашим страданиями — это когда твоя душа выйдет из тела. Вот пока она в теле, приходится терпеть, а вот выйдет из тела — глядишь, и отдохнёшь. И это, конечно, может показаться таким пессимистическим образом жития, но русская святость показала, что именно такие люди достигали удивительных результатов. И воинских, и хозяйственных, и национальных, и демократических, и колониальных, и всяческих. Выходцы из Британской империи, конечно, захватили Америку (теперь целая империя, целая огромная страна), но тех людей, которые там жили, уже не найдёшь, всех повывели, как мух, которые должны сдохнуть, потому что мы, янки, сюда пришли (опять же, не все такими были, но такая страна). У нас тоже в советской стране и чукчи спивались, и национальные меньшинства исчезали, но всё-таки если историю немножко знать, то видно, что русская колониальная политика у нас была другой. Первыми колонизаторами часто были монахи. Вот охота человеку в Царствие Небесное, подвизается он в каком-то развитом российском монастыре и понимает: «Нет, мне нужен подвиг построже. А ну-ка пойду я куда-нибудь в леса, где ещё нога человека не ступала. И там такие язычники, сякие язычники… или примут меня, или убьют». Он уходил, а за ним тянулись ученики, за ним тянулись купцы, за ним тянулись русские люди, к нему обращались эти местные аборигены. Вот такая шла колонизация.

Вообще русскую историю полезно переучивать, переосознавать: не так, как она прописана в наших советского издания и теперешнего издания учебниках, а так, как это прописано в истории Церкви. И совершенно другая разворачивается картина, совершенно другие оказываются побудительные мотивы у людей, — у всех, у многих.

Даже просто на изучение феномена российской святости можно просто положить жизнь, но мы до конца его не изучим. А мы являемся наследниками этого феномена, мы являемся теми людьми, которым Господь опять и опять даёт возможность эту жизнь продолжить, при всём при том, что всё против нас. Это было всегда, так будет до скончания века, но с нами Господь. Русский человек очень хорошо это понимал. Помните, из жития, которое я приводил, начальника НКВД, который говорит: «Поповское отродье должно сдохнуть»? Так вот, советская власть, которая породила НКВД, прекрасно уже почила, а это «поповское отродье» всё никак не помрёт. Господь бережёт и русскую Церковь, и российское священство, вразумляет строго и кроваво, но бережёт. Это как с той яблоней, которая постарела и часть ветвей отсохли, но садовник знает, какая она была и что она может, и он опять её обрезает, подсыпает перегной, глядишь — на будущий год ещё принесёт. Господь точно так же обращается с нами как с народом. Он нас очень любит. И нам нужно с большой любовью, с большим вниманием эту российскую святость изучать. Это явление мирового масштаба, это то, чем русский человек может быть славен.

Русский человек своей святостью гордиться не может, потому что гордость и святость — вещи противоположные. Но знать, в чём слава России, надо, и надо знать, в чём ее бесславие.

Русский человек — это человек, который говорит: «Дайте мне возможность жить по старым, консервативным русским правилам! Я так жить хочу, я в это верю, я верю, что Господь на землю приходил, Церковь Свою создал, и что всякая беготня вперёд — это пустая суета. А вот пребывание на том, что Церковь нам дала – это самое главное внутреннее развитие».

Если современные подростки научатся чему-то, что умели раньше мальчишки в их возрасте, тоже, кстати сказать, сорванцы, — остановиться на молитве, лоб перекрестить, папеньку побаиваться, маменьку на «Вы» называть, понравившуюся девушку до венца беречь и так далее, — то вот этот феномен русской святости воскреснет и продолжится. Сейчас он просто умалился до очень узких размеров. Всё зависит от нас, всё зависит от того, насколько нам это всё любо и насколько нам хватит творческих способностей в новых условиях всю эту не старину, а истину беречь, воспроизводить и ей следовать. И да поможет нам в этом Господь молитвами всех святых сродников наших! Аминь.



[1] См. житие священномученика Александра Парусникова.