Храм рождества христова

Что значит Крест для Бога и для людей


Евангелие от Марка, глава 8, стих 34 — глава 9, стих 1

Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная

И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.
Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?
Или какой выкуп даст человек за душу свою?
Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.
И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Вот мы прошли неделю, другую, третью, и Великий Пост подошел к такой точке, когда мы можем кое-что понять. Вообще-то всякий день церковный, а особенно воскресный, для того и устроен, чтобы человек приходил поучаться. И поскольку та наука, которая здесь преподается, не входит человеку в мозги, а должна войти ему в сердце, а сердце человека открывается не сразу, — поэтому у Церкви такой метод: Церковь живет своей жизнью и каждый год опять и опять приводит нас к какой-то точке богослужебной, чтобы мы там оказались и наши сердца открылись. Если сердце открылось в прошлый такой же подобный момент, то в сегодняшний богослужебный день, в сегодняшнюю неделю Крестопоклонную человеческое сердце должно открыться больше. Человеческое сердце сотворено по образу и подобию Божьему, оно бездонно. И поэтому человеку, который привык и любит у Церкви учиться, не скучно опять приходить и проживать одни и те же уроки, одно и то же Евангелие слышать. Но часто такое бывает, что человек слышит и раз, и другой, а сердце не открывается. Он не впадает в состояние сердечного понимания. И вот сегодня у нас такой замечательный день, когда мы можем опять и опять извлечь такой замечательный урок: что значит крест для Бога и для людей.

...крестное знамение — это не то, что ты на себе вот так вот ручкой махнул. Это — твой жизненный путь...

У людей очень много вопросов: «Почему в жизни такая вечная несправедливость?» «Почему один рождается больным, другой здоровым?» «Почему кто-то богатый, а кто-то бедный?» «Почему другим все, а мне ничего?» «Почему у нас такое правительство?» «Почему мне досталась такая жена?» «Почему меня не слушают собственные дети?» «Почему меня не понимает мой муж?» Почему да почему... И единственным и главным ответом на все на это является Крест Христов.

Потому что то, что человек родился здоровым — это его крест: ему работать много придется.

То, что человек родился больным — это его крест: ему терпеть придется.

То, что человек родился в богатой семье — это его крест: ему очень многие вещи непонятны, — то, до чего бедный дойдет очень быстро своим умом, — зато другие какие-то возможности для него будут открыты.

Родился человек у бедных родителей — это его крест: ему тоже по жизни предстоит пройти свой путь.

Создал Господь Бог род человеческий свободным. И Господь и Сам прекрасно понимает, и нам дает понять, что это — его крест, его путь. Господь от этих свободных людей, которые вздумали питаться гадостями, не отказывается. И тот крест, Который он воспринял, который понес, на котором висел, на котором умер — это ответ на все наши недоумения.

Ответ на все наши недоумения — Сам Господь и Его любовь к нам. Потому что мы часто думаем, как нам жить, а Господь показывает: если его чада вместо того, чтобы питаться Богом Самим, обратили свое внимание на что-то другое, — что-то другое их заинтересовало, и они возлюбили какие-то другие плоды, другие интересы, другие цели, — то им все это принесет страдания. Чтобы людям вернуть возможность питаться Богом Самим, Господь пошел на крест. Тайная вечеря была таким подножием Креста. Христово воскресение — это слава Креста, а главное событие произошло на Кресте. Чтобы мы понимали, насколько крест славен, Евангелие нам говорит об этом символическим языком, а нам это не всегда понятно.

Может, тот, кто Евангелие читал, помнит такого человека — Симон. Мы про него знаем, что он был родом из Киринеи, и мы даже знаем, как звали его детей. Потому что, когда Господь крест Свой на Голгофу нес, будучи уже избитым, уже давно терпя издевательства, Он под тяжестью этого Креста падал. И, прекрасно понимая, что так Он очень долго будет до Голгофы идти и надо скорее крест туда дотащить, римские легионеры выловили из толпы, как им показалось, первого попавшегося человека и сказали: «На, неси, а то этот уже не может. Пока он добредет!.. Все спотыкается» [5]. И этот человек какое-то время крест Христов понес. И теперь на все языки мира переведено это евангельское повествование, и мы знаем, что звали этого человека Симон, что родился он в Киринее, и что детки у него были Александр и Руф, потому что эта слава легла на него и даже на его детей.

Всякий человек, который всего-то навсего друг Креста Христова и свой крест несет, — может, про него при жизни книжку на все языки мира и не переведут, но Господь этого человека не забудет, потому что этот человек — Его.

И вот Господь хочет, чтобы всякий человек, который нательный крестик когда-то на себя надел, который в храм приходит, или на кресты на куполах любуется, или крестное знамение на себе изображает — понял, что крестное знамение — это не то, что ты на себе вот так вот ручкой махнул. Это — твой жизненный путь, от которого ты можешь отбрыкиваться, а можешь —взять и потянуть, по-честному, с пролитием пота и крови, с взиранием [6] на Христа, который главный крест нес и на котором распинался.

Человеку, конечно, трудно и неудобно страдать. Но Господь говорит: «Посмотри, какая за всем за этим слава!» Не в страданиях самих по себе дело, а дело в том, ради чего они предпринимаются и что с собой несут. Крест Христов принес нам воскресение из мертвых.

И вот мы теперь смотрим на себя и удивляемся, и задаем себе вопрос: «Что нам делать?» Вот сегодняшний урок: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?

Эти слова, в общем-то, и не нуждаются в истолковании. Они нуждаются лишь в том, чтобы человек их применил к Себе. И опять и опять для себя уяснил такую вещь: всё в этой жизни является для человека Крестом. Замуж девушка вышла — это ее Крест. Детки появились — как хорошо! только это — Крест. Или вот другая девушка замуж не вышла или замуж вышла, а детки у нее не рождаются. Хорошо, а у тебя — такой Крест. Ты хочешь Крест переменить?

Ну какие могут быть другие отношения между тобой и всеми людьми и тобой и Богом, кроме Креста?! У Бога, создавшего мир, кроме Креста, другого пути нет, — а ты хочешь своего Креста избегнуть, хочешь его заменить? Помочь его тебе нести кто-нибудь найдется: во-первых, Сам Христос, а может, какой человек, — но только начать и кончить тебе самому. Это тяжело, но лучше этого ничего нет, славнее этого ничего нет, прекрасней этого ничего нет, потому что это связывает тебя со всеми людьми и с Богом!

Вот Господь связан с нами через Крест Свой. Если Он, Безгрешный, не подверженный никаким страданиям, ни в чем не виноватый, за правду решил не развязывать Свои отношения с людьми, не отрекаться, а через Крест эти отношения восстановить в их утраченной чистоте, в их полноте, — если Он так поступил, то нам куда деваться?..

Поэтому все люди делятся или на друзей Креста, или на врагов Креста. И вот, когда мы в храм приходим, нужно для себя решить: «Среди какого сообщества я хотел бы быть?» И в соответствии с этим поступать и действовать.

Спаси всех Господь!


[1] «Пастырь» Герма — это книга, относимая к сочинениям мужей апостольских. Её автор, Герм (Герм, Ерм), был братом епископа и папы Римского Пия I (2-й в. н.э.). Книга может считаться первым письменным памятником святоотеческого предания (Прим. ред.).

[2] На сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18).

[3] Кто жаждет, иди ко Мне и пей (Ин. 7:37).

[4] Ин. 7:38-39.

[5] Мк. 15:21, Мф. 27:32.

[6] Взирать — ц.-слав. «смотреть».